Организация управления финансовым состоянием предприятия
К центрам дохода, или центрам прибыли, могут относиться только подразделения, которые непосредственно получают доход. На предприятии может быть единый центр прибыли но чаще всего выделяется несколько центров прибыли в зависимости от разных принципов их выделения — по отдельным продуктам, по организационному или географическому положению (филиалы, дочерние компании, реализующие одинаковые или различные бизнес-направления, прочие бизнес-единицы), по видам деятельности и бизнес-линиям (производство, торговля, услуги)
Часто формируются сложные пирамидальные иерархические структуры центров прибыли. Выделение большего числа центров прибыли дает лучшее представление о структуре формирования прибыли и вкладе различных подразделений в ее создание. По существу, речь идет о внутреннем хозрасчете. При этом возможны разные модели экономического управления результатами отдельных хозяйствующих бизнес-единиц — по финансовым результатам и по маржинальному доходу и затратам. В первом случае прибыль рассчитывается не только по компании в целом, но и по отдельным ЦФУ. Вторая, альтернативная, модель расчета финансово-экономических результатов ориентируется на расчет прибыли по всей фирме в целом; по каждому ЦФУ считают только маржинальный доход (разницу между валовым доходом и прямыми производственными затратами), не разнося общефирменные расходы по ЦФУ.
Многое в выборе той или иной модели внутреннего хозрасчета зависит от учетной политики предприятия, от управления производственной технологической цепочкой, в т.ч. от степени внутрифирменной кооперации, влекущей за собой проблему трансфертных цен и пр.
Для эффективного функционирования системы оперативного управления финансами на предприятии необходимо его нормативно-организационное обеспечение — наличие положений о финансовой службе, о финансовой структуре, регламенты, стандарты и схемы документооборота. В частности, важны требования к системе отчетности (оперативной, аналитической, бухгалтерской, налоговой) с точки зрения уровня детализации показателей, периодичности составления, адресности информации. Не менее важным является функциональный аспект управления, подкрепленный должностными инструкциями для всех звеньев оперативного управления.
Наконец, фактором успеха является кадровое обеспечение финансового менеджмента исполнителями должной квалификации, подтверждающих свой уровень регулярной аттестацией. Ориентиров оптимальной численности финансовых служб не существует; число сотрудников сильно разнится в предприятиях разных отраслей и видов деятельности, с разными объемами продаж и различной ассортиментной диверсификации. Подбор кадров является в значительной части интуитивной и творческой деятельностью.
Организационная структура любого коммерческого предприятия не может оставаться абсолютно неизменной во времени в силу непрерывного изменения условий внутренней и внешней среды. Создание новой структуры управления финансами, в частности, необходимо в случаях, когда старая структура не вписывается в общую оргструктуру предприятия, иерархия в ней недостаточна либо, напротив, чрезмерно многоуровневая, что приводит к сильной загруженности одних звеньев или распылению функций других. Главным же является невозможность исполнения, учета и контроля управленческих решений на высоком уровне в требуемые сроки и качественно. Тогда и встает вопрос о модификации сложившейся структуры управления либо о создании принципиально новой структуры управления. Примером модернизации структуры может служить дополнение ее звеньями, отражающими новые тенденции в развитии фирмы: выход на внешние рынки заставляет создать в составе департамента экономики и финансов отдел анализа эффективности экспортно-импортных операций, переход к бюджетированию вызывает необходимость создания планово-бюджетного управления вместо планового и одновременно комитета по бюджету, рост и диверсификация источников финансирования, улучшение конъюнктуры фондового рынка может сделать актуальной организацию департамента управления финансовыми инвестициями (портфельную службу) и пр. Изменение общей оргструктуры, к примеру переход от линейно-функциональной к дивизиональной структуре, изменит и оргструктуру финансовой службы, когда финансовое управление, анализ, учет, планирование как изначально штабные функции будут приданы производственным звеньям.