Ценовая система
Пример. Необходимо определить оптовую цену изготовителя на товар, если себестоимость его выпуска — 8000 руб. за единицу товара, планируемая производителем рентабельность — 20% к затратам.
Оптовые отпускные цены включают помимо цен изготовителя косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость).
Пример. Необходимо определить оптовую отпускную цену товара, если оптовая цена изготовителя — 9600 руб. за единицу, ставка акциза — 20%, ставка налога на добавленную стоимость — 20%.
Оптовые цены закупки включают посреднические надбавки (скидки). Возможны два варианта расчета оптовой цены закупки. По первому варианту она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (предприятию-потребителю, другому посреднику, торговой организации) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя, посредника). По второму варианту оптовая цена закупки рассчитывается как сумма элементов, ее составляющих.
Розничные цены формируются в сфере розничной торговли. Помимо оптовых цен закупки они включают торговые скидки (надбавки). Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.
Дифференциация цен по транспортной составляющей. Осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.
Дифференциация цен по характеру ценовой информации основана на учете специфики этой информации.
Ценовые стратегии — обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода.
Таблица 2.
Классификация цен по характеру ценовой информации
Наименование цен |
Содержание |
1. Цены фактических сделок Твердые цены фактических сделок Цены фактических сделок с последующей фиксацией Подвижные (скользящие) цены фактических сделок |
Содержат информацию о реальных ценах купли-продажи товаров (услуг) на рынке Устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия Используются в процессе исполнения контракта, в котором указаны момент и принципы фиксации Определяются в момент заключения контракта, но оговаривается их изменение в зависимости от конъюнктуры рынка |
2. Аукционные цены |
Информируют участников рынка о возможности покупки или продажи товара на аукционе |
3. Биржевые цены |
Содержат информацию о результатах биржевых торгов |
4. Справочные цены Цены предложения Цены прейскурантов |
Информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом) Устанавливаются производителями без согласования с потребителями Публикуются фирмами-производителями, часто с краткой характеристикой |
5. Ценовые индексы Ценовой индивидуальный индекс Ценовой сводный индекс |
Информационные показатели динамики цен за определенный период времени Информирует о динамике цен отдельных товаров (услуг) Содержит информацию о динамике цен группы товаров (услуг) |