Дайте определение понятиям «дефицит бюджета», «профицит бюджета». Какие правовые последствия предусмотрены Бюджетным кодексом РФ в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом?
Дефицит- это превышение расходов над доходами, обострение противоречий при распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность доходов в намеченном объеме, большой удельный вес заемных средств и др.
Согласно законодательству, помимо упомянутых бюджетов составляется консолидированный бюджет , т.е. свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории ( ст. 6 БК РФ). Он используется для расчетов и анализа. Составляется консолидированный бюджет субъектов РФ (совокупность бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований) и консолидированный бюджет РФ, объединяющий федеральный бюджет и свод бюджетов РФ ( ст. 15,16 БК РФ). В результате консолидированном бюджете РФ учитываются все бюджеты, от федерального до местных, действующих на территории страны.
8. Изучив Бюджетный кодекс РФ, определите, что такое экономическая классификация расходов бюджетов. Какие виды расходов выделены в составе расходов федерального бюджета в зависимости от их экономического содержания?
Состав расходов бюджетной системы значительно изменился в связи с проведением экономических реформ в стране. Нацеленность на переход к рыночным отношениям и приватизация большого числа предприятий обусловили снижение уровня бюджетного финансирования отраслей экономики. Ассигнования на социально – культурные мероприятия и науку хотя и занимают заметный удельный вес в расходах бюджетной системы, однако в условиях кризисных явлений в экономике они не только не обеспечили необходимой финансовой базы роста от других расходов. Между тем возросли расходы бюджетной системы на содержание государственного аппарата.
Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные направления. Это расходы на:
- содержание органов государственной власти и местного самоуправления, судов и правоохранительных органов;
- оборону и безопасность страны;
- финансирование отраслей экономики;
- охрану окружающей природной среды;
- социально – культурную сферу;
- науку;
- международную деятельность.
Подробная конкретизация видов расходов бюджетной системы определена в нормах БК РФ и федеральном законе «О бюджетной классификации», в соответствии с которыми ежегодно утверждаются представительными органами государственной власти и местного самоуправления суммы расходов каждого из бюджетов.
В законе выделяются функциональная, экономическая, ведомственная и другие классификации расходов бюджетов.
В функциональной классификации содержаться группы расходов на государственное управление и местное самоуправление, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д., отражающие функции государства.
Экономическая классификация – это группировка бюджетных расходов по их экономическому содержанию. В ней выделяются текущие расходы и капитальные расходы.( ст. 66 БК РФ)
К текущим расходам относятся, обеспечивающие текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отраслям экономики.(ст. 68 БК РФ)
Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, расширенное производство, проведение капитального ремонта. При осуществлении этих расходов создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований. (ст. 67 БК РФ)
9. Дайте определение понятию «государственный долг субъекта РФ». Какие требования к предельному объему государственного долга субъекта РФ установлены в Бюджетном кодексе РФ?
Государственный долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по погашенным долговым обязательствам и невыполненным по ним процентам.
Такой долг называется капитальным государственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг, представляющий собой сумму расходов государства по всем долговым обязательствам, срок погашения которых уже наступил.
Муниципальный внутренний долг соответственно представляет собой общую сумму задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.
Государственный долг РФ определяется в БК РФ как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг как субъекта РФ определяется как совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что госдолг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а долг субъекта РФ – соответственно всем имуществом субъекта РФ , составляющим казну субъекта РФ.