Встречная налоговая проверка
Таким образом, отсутствие ответов по встречным проверкам в соответствии с налоговым законодательством не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по ставке 0% и возмещении НДС.
Заметим, что, как правило, налогоплательщики-контрагенты стоят на учете в разных налоговых органах. Исходя из этого, встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, непосредственно осуществляющим выездную или камеральную проверку, так и по мотивированному запросу о проведении встречной проверки тем налоговым органом, в котором поставлено на учет лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика.
Такое возможно, так как в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", а также п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.
Нормами законодательства о налогах и сборах не установлены ограничения относительно того, какой налоговый орган вправе истребовать документы в рамках встречной проверки.
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА
Правомерность такого подхода подтверждает и сложившаяся в настоящее время арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 апреля 2005 г. N А74-4227/04-Ф02-1964/05-С1).
Остановимся на основных аспектах встречной проверки, на которые необходимо обратить внимание:
- встречная проверка проводится путем истребования документов у одного налогоплательщика о деятельности другого налогоплательщика;
- встречная проверка осуществляется только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки;
- предметом встречной проверки являются информация, документы о финансово-хозяйственных взаимоотношениях контрагента с проверяемым налогоплательщиком;
- истребование документов оформляется письменным запросом налогового органа об истребовании документов на основании ст. 31 НК РФ;
- встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, непосредственно осуществляющим выездную или камеральную проверку, так и по мотивированному запросу о проведении встречной проверки тем налоговым органом, в котором поставлено на учет лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика.