Финансовые средства местного самоуправления
- принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению данного принципа, являются нарушением бюджетного законодательства и служат основанием применения соответствующих мер принуждения, предусмотренных частью четвертой Бюджетного кодекса РФ.
Анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
- сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;
- законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
- наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
- использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов;
- закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;
- установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов и территорий.
Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Федерации осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов Федерации.
Закон о финансовых основах местного самоуправления устанавливает, что межбюджетные отношения строятся на основе следующих принципов:
- взаимной ответственности;
- применения единой для всех муниципальных образований методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;
- выравнивания доходов муниципальных образований;
- максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;
- компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
- повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов;
- гласности межбюджетных отношений[3].
Одним из источников финансирования программ и проектов развития муниципального образования, дефицита местного бюджета могут быть муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования.
Заем – это доход временного характера, который должен быть возвращен.
Выпуск муниципальных и государственных ценных бумаг, которые могут принадлежать муниципальным образованиям, осуществляется в соответствии с федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
Органы государственной власти Российской федераций и ее субъектов призванные, согласно ст. 4 и 5 «Закона об общих принципах организации местного самоуправления», обеспечить гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления осуществляют государственную финансовую поддержку муниципальных образований.
Формирование и использование местных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципальных образований, осуществляется ими самостоятельно.
Органы государственной власти гарантируют:
- право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджета;
- право органов местного самоуправления самостоятельно распоряжаться свободными остатками средств местных бюджетов, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов[4].
Законы об общих принципах организации местного самоуправления, о финансовых основах местного самоуправления закрепляют гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов.
Обеспечение минимальных местных бюджетов гарантируется государством путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов, под которыми понимаются расходы, определяемые на основе социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Поэтому органы государственной власти субъектов Федерации в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов руководствуются государственными минимальными социальными стандартами, социальными нормами и нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.