Введение
Тема работы «Методические подходы к оцениванию обоснованности проектов бюджетов».
В работе рассмотрены существующие методические подходы к оцениванию бюджетных показателей, представленные в научных трудах и нормативно-правовых актах, предложены авторские (оригинальные) подходы относительно этого вопроса, приведены результаты оценки обоснованности бюджетных показателей сведенного, государственного и местных бюджетов за 2004–2009 гг.
Налаживание механизма эффективного управления в бюджетном менеджменте невозможно без введения системы оценивания обоснованности проектов бюджетов. Не секрет, что распорядители бюджетных ресурсов заинтересованы получить как можно больший объем бюджетных средств, но не всегда имеют соответствующие стимулы к эффективному их использованию. Поэтому в практике бюджетного проектирования необходимо установить четкие, понятные процедуры анализа и оценки бюджетных программ и запросов на этапе их формирования и определения соответствия общегосударственным приоритетам. Следовательно, в таких условиях очень важно разработать и применять на практике методологию оценки обоснованности проектов бюджетов исходя из конкретных целей и задач социально-экономической политики, реалий хозяйственной жизни, общественных представлений о направлениях дальнейшего развития и др. Этим определяется актуальность исследования.
Отметим, что в настоящее время не выработана согласованная позиция в отношении оптимальных объемов бюджетных доходов и расходов в условиях рынка, которые в принципе и невозможно установить из-за большого разнообразия исторических, национальных, социально-экономических и других условий развития каждой из стран и их территорий. Например, совсем не случайно в рекомендациях Всемирного банка по управлению государственными расходами речь идет не об оптимизации объемов (доходов и расходов), а о принципах эффективного управления государственными финансами, к которым отнесены финансовая (налоговая и бюджетная) прозрачность; стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов; эффективная и справедливая система межбюджетных отношений; консолидация бюджета и бюджетного процесса; бюджетирование, ориентированное на результат, и др. Понятно, что степень выполнения предложенных критериев эффективного управления государственными расходами можно оценить на основе определения и анализа некоторых показателей, но эти показатели каждая страна должна установить самостоятельно, с учетом национальных особенностей.
Украинские ученые сделали немало в этом направлении. Так, авторы фундаментальной монографии «Финансово-монетарные рычаги экономического развития» представили подход, базирующийся на оценке бюджетного обеспечения выполнения функций государства. Исследователи предложили, в частности, применять сравнительный метод, принимая во внимание самые важные показатели по финансированию выполнения государственных функций в других странах и Украине, а также сравнение приоритетов бюджетной политики Украины и стран ЕС. Украинская исследовательница И. Запатрина доказала возможность проведения оценки с учетом определения степени соответствия расходов на развитие общегосударственным приоритетам, а также внесла обоснованные предложения по совершенствованию и уточнению показателей результативности и эффективности в бюджетном процессе. Украинские ученые А. Скрипник и Т. Паянок предложили оригинальный подход к оценке обоснованности проектов бюджетов, базирующийся на расчете факторов рисков их выполнения. Приведены несколько формул, позволяющие установить риск определения фискальной эффективности отдельных налогов, риск получения запланированного дохода, инфляционный риск и др. Г. Лебеда доказал подход, основанный на анализе степени ориентации бюджетной политики (параметры которой определены в конкретных показателях доходной и расходной частей проекта бюджета) на формирование динамики и пропорций экономического роста. В рамках данного подхода особое внимание уделяется оценке бюджетных доходов, расходов, дефицита, долга с точки зрения влияния на создание конкретных макроэкономических эффектов. Б. Карпинский и А. Герасименко предложили методологию определения показателей сбалансированности. На их взгляд, финансовая система, в состав которой входят бюджеты разных уровней, должна быть сбалансирована. Они представили критериальную модель установления пределов разбалансированности финансовой системы определенной территории (страны, региона).
Российские ученые А. Шаститко и М. Овчинников предлагают подход, опирающийся на методологию анализа бюджетирования, ориентированного на результат. По их мнению, в этом контексте целесообразно применять инструментарий экономической теории трансакционных расходов, элементы которого были разработаны О. Уильямсоном. Другой россиянин В. Сенчагов разработал методологию оценки, которая опирается на комплексное использование информационно-аналитических процедур, с дальнейшим анализом динамики и структуры прогнозируемых явлений.