Методика расчетов величины налоговых платежей предприятия в ходе составления финансового плана (форма 2).
В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.
С развитием мировой экономики планирование деятельности стало основой работы предприятий. Характерным примером этого является бизнес-план. Без него очень редкий инвестор решится вкладывать деньги в развитие или расширение бизнеса. От правильности и точности прогнозов зависят успехи и неудачи предпринимательской деятельности.
Закон Украины «О предприятиях в Украине» от 27 марта 1991 года N 887-XII регламентирует деятельность предприятий по планированию.
«Статья 20. Планирование деятельности предприятия
1. Предприятие (кроме казенного) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития выходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и по необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения доходов.
(абзац первый пункта 1 статьи 20 с дополнениями, внесенными в соответствии с Законом Украины от 04.02.98 г. N 72/98-ВР)
Основу планов составляют государственные заказы и договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг и поставщиками материально-технических ресурсов.
2. Предприятие выполняет работы и поставки для государственных потребностей на договорной основе в порядке, который определяется законодательными актами Украины.
3. Предприятие при подготовке планов своего экономического развития согласовывает с соответствующим Советом народных депутатов мероприятия, которые могут вызывать экологические, социальные, демографические и другие последствия, которые задевают интересы населения территории, и несет материальную ответственность перед Советами народных депутатов за вредные последствия своей деятельности.
4. Государственное предприятие (кроме казенного) самостоятельно составляет годовой финансовый план, который утверждается до 1 июля года, который предшествует планированному, органом, уполномоченным управлять соответствующим государственным имуществом.
Порядок составления годового финансового плана государственным предприятием (кроме казенного) устанавливает уполномоченный Кабинетом Министров Украины центральный орган исполнительной власти.
Предприятия других форм собственности разрабатывают и утверждают финансовые планы в порядке и в сроки, определенные их владельцем (владельцами).
(статью 20 дополнено пунктом 4 в соответствии с Законом Украины от 21.09.2000 г. N 1963-III)»
Финансовое планирование — это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах. Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом предприятия. Его главными этапами выделяют следующее:
анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;
прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;
обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);
оценки результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.
Финансовое планирование тесно связано и опирается на маркетинговый, производственный и другие планы предприятия, подчиняется миссии и общей стратегии предприятия: никакие финансовые прогнозы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. Финансовые планы будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые цели, финансовые планы могут быть неприемлемы, если условия достижимости целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде. Общая идеология финансового планирования представлена на рис. 3.1.