Заключение
- ведет учет доходов, облагаемых налогом, каждого физического лица;
- рассчитывает, удерживает и перечисляет в бюджет суммы налога;
- извещает налоговый орган о том, что у какого-либо работника налог не был удержан;
- по окончании календарного года представляет в налоговую инспекцию документы, позволяющие контролировать расчет и уплату налога.
ООО «СервисХост» использует, разработанную ФНС РФ форму №2-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц».
Налоговую карточку ООО «СервисХост» ежегодно заводит на каждого своего работника. Каждый месяц в ней записывается размер дохода, полученного работником, сумма налоговых вычетов, а также размер удержанного налога.
Основная категория налогоплательщиков, с доходов которых ООО «СервисХост» исчисляет и удерживает налог, вправе использовать стандартные вычеты в размере 400 руб. Причем большинство, использующих вычеты в размере 400 руб. вправе также использовать вычеты в 600 руб. одновременно. Это обусловлено тем, что большинство работников предприятия, имеют на иждивении несовершеннолетних детей или детей до 24-лет, обучающихся на дневной форме обучения.
В ООО «СервисХост» главным образом, объектом налогообложения доходов работников предприятия, являются доходы, полученные ими в ООО «СервисХост». В частности, налогом облагаются заработная плата, премии и вознаграждения, надбавки и доплаты (например, за выслугу лет, стаж работы, совмещение профессий, работу в ночное время) и т.п. Также налогом на доходы физических лиц облагается материальная выгода. Основной доход, получаемый работниками предприятия (заработная плата), облагается по ставке 13 процентов.
В отношении доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, применяются стандартные вычеты, на сумму которых уменьшается налогооблагаемая база. Эти вычеты представляют собой фиксированную сумму доходов в денежном выражении в виде ежемесячных вычетов.
В конце года на каждого человека, получившего доход в ООО «СервисХост», составляется справка о доходах по форме N 2-НДФЛ. Справки о доходах направляют в налоговую инспекцию по месту регистрации организации ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за прошедшим годом.
Также следует отметить, что в ООО «СервисХост» за период 2006-2008 гг. были осуществлены проверки по исчислению и взиманию налога на доходы физических лиц. Главным образом, проверяется вся кадровая документация: приказы, графики отпусков, расчетные и платежные ведомости и т.д. Кроме того, непременно просматриваются авансовые отчеты и журналы-ордера по счету 71 и все бумаги, касающиеся наличных выплат: кассовая книга, отчеты кассира, ведомости 50-го счета, а также банковские выписки, главная книга, квитанции, приходные ордера.
При проверке исчисления налога на доходы физических лиц инспекторами были зафиксированы такие нарушения в работе бухгалтеров как то, что бухгалтеры предоставили некоторым сотрудникам вычеты, которые предусмотрены главой 23 НК РФ, не получив при этом письменных заявлений и копий необходимых документов (свидетельств о рождении детей, удостоверений инвалидов ВОВ). Иными словами, не выполнили требования пункта 3 статьи 218 НК РФ, в результате чего был начислен штраф в размере 20 процентов от суммы недоплаченного НДФЛ (ст.123 НК РФ).
В заключении хотелось бы отметить, что в целом глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» упростила исчисление и взимание налога на доходы физических лиц, однако несмотря на все усилия по упрощению схемы НДФЛ, здесь существуют как концептуальные, так и практические сложности. Одной из таких сложностей является определение полной оплаты труда работника с включением дополнительных выплат и выгод, осуществляемых работодателем в пользу своих сотрудников.
Данные выплаты и выгоды должны подлежать налогообложению как часть облагаемого дохода, поскольку они являются составной частью зарплаты. Тем не менее, подобные дополнительные выгоды трудно определить и измерить. Кроме того, состав тех, кто должен платить налог с заработной платы, во многом зависит от определения для налоговых целей понятия сотрудника – получателя таких выгод. Это определение достаточно сложно вывести и соблюдать. Кроме того, в случае если совокупное налогообложение слишком высоко, налогоплательщики могут стремиться к уменьшению его общей суммы за счет изменения соотношения выплат по налогу на доходы и по социальным налогам, взимаемых с сотрудников. Наконец, налогообложение иностранных источников дохода физических лиц-резидентов может быть чрезвычайно сложным и обременительным в административном отношении делом.
Все эти проблемы могут частично решаться путем создания простых и прозрачных правил, которым легко следовать и исполнение которых легко осуществить в организационном плане. Усложнить эту схему можно будет по мере совершенствования экономики и приобретения опыта налогоплательщиками и налоговыми органами.