Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц
Представляется, что в данном случае первоочередной мерой по повышению уровня благосостояния граждан, не сопровождающейся снижением поступлений НДФЛ в бюджет, может стать законодательное закрепление минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума. Так, в настоящее время налоговыми органами Тюменской области проводится работа по легализации теневой части заработной платы. Мероприятия, направленные на легализацию заработной платы, включают в себя контрольно-разъяснительную деятельность; работает комиссия; функционирует горячая линия; ведется агитация в средствах массовой информации и др. По данным управления Федеральной налоговой службы России по Ростовской области, за 8 месяцев на комиссиях различного уровня заслушано около 86 % работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного в регионе. Из них больше половины работодателей уже представили в налоговые органы документы, подтверждающие увеличение заработной платы. По итогам проведенной работы темп роста среднемесячных поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц составил 156 % [10]. Таким образом, законодательное закрепление минимальной величины заработной платы на уровне прожиточного минимума сократит издержки налоговых органов по выявлению недобросовестных работодателей, а также значительно увеличит поступления НДФЛ в бюджет. В настоящее время информацию о конвертных схемах выплаты заработной платы налоговые органы получают из свидетельских показаний бывших работников организаций, в основном уволенных не по собственному желанию. Отсюда следует, что росту уровня благосостояния граждан будет способствовать повышение инициативности самих граждан и их помощь налоговым органам в работе по легализации заработной платы.
Самые большие споры, касающиеся реформирования НДФЛ, ведутся по поводу введения прогрессивной шкалы налогообложения. Предлагается введение дифференцированных ставок НДФЛ от 6 до 30% в зависимости от дохода налогоплательщика. Напомним, что плоская шкала налогообложения по НДФЛ была введена в 2001 году, заменив прогрессивную шкалу подоходного налога. Единая ставка НДФЛ в 13% вводилась на пять лет, рассматривалась как временная мера и была направлена на легализацию доходов. На первом этапе введения плоской шкалы ожидалось сокращение поступлений НДФЛ в связи с резким снижением налоговой нагрузки на налогоплательщиков, имеющих доходы выше среднего. Однако начиная с 2001 года поступления НДФЛ значительно возросли. В 2001 году по сравнению с предыдущим годом поступления НДФЛ увеличились на 46,6% при увеличении общих налоговых поступлений в консолидированный бюджет лишь на 31,4%. Тенденция роста поступлений НДФЛ в бюджет наблюдается и в настоящее время. В январе июле 2008 года в консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило 493,7 млрд руб. налога на доходы физических лиц, что на 32,4% больше, чем за соответствующий период предыдущего года [9]. Представляется, что введение прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ в настоящее время подорвет доверие налогоплательщиков к налоговой системе, спровоцирует еще больший рост конвертных схем выплаты доходов, что негативно скажется на поступлениях налога в бюджет.
Сторонники введения прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ обращаются к опыту развитых стран, где действуют дифференцированные ставки налога на доходы, а максимальные ставки налога нередко превышают 50%. Естественно, что в настоящее время платить НДФЛ по таким ставкам граждане РФ не готовы, а введение прогрессивных ставок на данном этапе вызовет новую волну неплатежей в бюджет. Целесообразно в данном случае обратить внимание на мотивацию граждан некоторых стран уплачивать налоги в полном объеме и в установленные сроки. Например, в США достаточно долгое время действует система кредитных историй, в которых фиксируются все задолженности налогоплательщика по уплате налогов, а также количество штрафов и иных взысканий. Недобросовестность плательщика может послужить поводом для отказа в выдаче кредита, что существенно утяжеляет современную жизнь. В России очень долгое время считалось подвигом не платить налоги, и недобросовестность налогоплательщика никаким образом не сказывалась на его обычной жизни. В РФ система кредитных историй вводится в настоящее время банками для отслеживания количества кредитов, выданных тому или иному налогоплательщику. При отсутствии единых баз данных и соответствующих информационных технологий в налоговых органах о включении в кредитные истории информации о платежах налогоплательщиков в бюджет в настоящее время говорить более чем преждевременно. Однако данная мера могла бы стать существенным стимулом налогоплательщикам уплачивать налоги своевременно и в полной мере.