Налоги на имущество
В условиях экономической нестабильности, существования различного рода механизмов укрывательства прибыли и уклонения от уплаты налогов, усовершенствование системы налогообложения в Украине и повышение её эффективности должны идти путем поиска более надежных и стабильных источников уплаты налогов. Одним из приоритетных направлений налоговой реформы должно стать реальное уменьшение налогового давления на экономику при помощи расширения перечня объектов налогообложения. Вопрос налогообложения недвижимости стал актуальным, когда граждане и юридические лица получили право иметь столько недвижимости, сколько им позволяют доходы.
Хотя имущественные налоги непопулярные среди населения и неоднозначно воспринимаются владельцами, они имеют место во всех странах с рыночной экономикой.
Налог на недвижимое имущество пока не введен, но он не является новым и предусмотрен в составе общегосударственных налогов и сборов Законом Украины “О системе налогообложения" уже с 1994 года.
В проекте Налогового кодекса объектом налогообложения на недвижимое имущество предложено считать земельные участки, жилые дома или их части (квартиры), садовые дома, дачи, гаражи и тому подобное, а также сооружения - материальные объекты, которые попадают под определение первой группы основных фондов согласно Закону Украины “О налогообложении прибыли предприятий”. Для юридических лиц - имущество предприятий в его стоимостном выражении, находящиеся на балансе предприятия.
К плательщикам налога на недвижимость относятся юридические и физические лица.
В проекте Налогового кодекса определены владельцы недвижимости, а в определенных случаях - пользователи. Если недвижимость пребывает в общей частичной собственности нескольких лиц, налогоплательщиком за надлежащую частицу будет каждое из этих лиц. А в случае, когда недвижимость пребывает в общей собственности физических лиц, налогоплательщиком за принадлежащую ей частицу будет считаться одна из них, определенная по согласию этих лиц.
Источником уплаты с объектов недвижимости могут быть активы как владельца таких объектов недвижимости, так и любого другого лица, на которое возложена обязанность ткой уплаты. При этом, если лицо, ответственное за уплату таких налогов, не обнаружено, налоговые процедуры применяются непосредственно к объектам такой собственности.
Предусматривается, что источником уплаты налога являются доходы физических и юридических лиц. В связи с этим порядок исчисления и уплаты налога взаимосогласованы с налогообложением доходов физических лиц и прибыли юридических лиц. В частности установлено, что начисление налога физическим лицам осуществляется органами государственной налоговой службы на основании данных деклараций о доходах и имуществе, в которых указывается информация об имуществе, которое пребывает в их собственности (пользовании) на день предоставления декларации.
Позитивным в налогообложении имущества является то, что органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать ставки налога на недвижимость на уровне 0,5 - 1 процента базы налогообложения.
Этот налог сориентирован на наиболее зажиточных граждан. Например, не будут подлежать налогообложению здания, расположенные на территории населенных пунктов с численностью постоянного населения 50 тыс. и более, в расчете 21 кв.м. общей площади такого здания на каждого члена семьи плюс 10,5 кв.м. на семью, но не меньше 80 кв.м. общей площади в случае проживания одного одинокого лица или двух лиц пенсионного возраста. То есть такой подход направлен на налогообложение больших квартир и домов и касается только тех граждан, которые имеют значительные избытки площади.