Изменения в налоговой системе, связанные с перестройкой
В связи с перестройкой, начавшейся в 1985 г., система платежей в бюджет была подвергнута коренному реформированию. К основным мероприятиям налоговой реформы этого периода следует отнести принятие указа Президиума ВС СССР об индивидуальной трудовой деятельности, согласно которому любой гражданин мог заниматься кустарным промыслом или создавать предприятия бытового обслуживания, но только при наличии патента[19], и принятие Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)». В 1986 г. государство расширило разрешенные масштабы индивидуальной трудовой деятельности граждан. Доходы, получаемые от занятия этой деятельностью, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Реформирование системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет началось с принятием вышеуказанного Закона «О государственном предприятии (объединении)». Он был призван усилить централизованное начало развития народного хозяйства, повысить значение экономических методов управления, создать механизм реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Изменения в статусе государственных предприятий обусловили преобразование системы обязательных платежей. За государственными предприятиями закреплялась обязанность вносить плату за производственные фонды, за трудовые и природные ресурсы, а также устанавливалась система налогообложения прибыли, остающейся после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит. Фактически система платежей в бюджет для государственных предприятий заменялась налоговой системой[20].
Наряду с реформированием системы платежей государственных предприятий в бюджет создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988г. устанавливается налог с владельцев транспортных средств, обязанность по уплате которого возлагается как на граждан, так и на государственные, кооперативные и другие общественные предприятия и организации, при этом отменяется аналогичный местный налог, взимавшийся с граждан – владельцев транспортных средств.
В последующие годы издается ряд актов законодательства по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в едином законодательном акте – Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот закон установил обязанность предприятий, объединений, организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.
Постоянные изменения вносятся в налоги, взимаемые с физических лиц. В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» устанавливались самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Был принят закон СССР «О поэтапной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР». Отмена данного налога должна была произойти в период с 1 июля 1990г. до 1 января 1993 г[21].
Налоговые реформы 1990-1991 гг. и реформирование системы бюджетных отношений Советского Союза, союзных и автономных республик сыграли существенную роль в распаде СССР. Закрепление принципа самостоятельности республиканских и местных бюджетов фактически разрушало прежнюю систему. К ведению Союза ССР было отнесено установление на территории страны и направляющихся полностью либо частично на формирование союзного бюджета общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей. Установление и размер ставок налогов были отнесены компетенции ВС СССР. К ведению союзных и автономных республик относились установление взимаемых на их территории и зачисляемых в их бюджеты республиканских налогов, сборов и обязательных платежей, включая платежи за природные ресурсы. Организация налоговой системы в Советском Союзе была закреплена в компетенции СССР, но уже в 1991г. законодательные и исполнительные власти республик, которые входили в состав Союза, издавали нормативно-правовые акты в сфере налогообложения, не входившие в их компетенцию. На наш взгляд, это являлось одним из проявлений желания республик стать самостоятельным и независимым государством[22].