Реформы налоговых платежей в период Великой Отечественной войны и после нее, до 1965 г
В период Великой Отечественной войны продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период, но дополнительные потребности бюджета обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения и увеличением размеров налогов.
В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, установленный с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских домах, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Указом Президиума Верховного Совета (ВС) СССР от 29 декабря 1941 г. вводится военный налог, который уплачивался по твердым ставкам в размере от 150 руб. до 600 руб. в зависимости от района[10]. Производится также реформирование системы подоходного налогообложения населения в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения». Его уплачивали советские и иностранные граждане, имевшие на территории СССР источники доходов. Плательщики в зависимости от них подразделялись на несколько групп. Объектом обложения являлся совокупный доход, включавший основную заработную плату, выплаты за сверхурочные и сдельные работы, премии и т.д. Подоходный налог взимался по прогрессивным ставкам. Была установлена 100%-ная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам. Необлагаемый минимум доходов не устанавливался. Ставки налога дифференцировались в зависимости от категории плательщиков и размеров доходов. В годы Великой Отечественной войны в связи с ростом цен были увеличены ставки сельскохозяйственного налога. Введен сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак, единый налог со зрелищ (Указ Президиума ВС СССР от 10 сентября 1942г.) . В городах и поселках местными Советами вводится сбор с владельцев скота (Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1942г.). Некоторые платежи в государственный бюджет были заменены или объединены с другими. Единая государственная пошлина была заменена государственной пошлиной (Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1942г.) – денежными суммами, взимавшимися специально уполномоченными учреждениями за совершение действий и выдачу документов. Был отменен налог с наследств и дарений (за предоставление данного вида услуг взималась госпошлина). В 1943 г. был отменен сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства (этот сбор был объединен с подоходным налогом). В годы Великой Отечественной войны были широко распространены добровольные взносы – сборы средств населения в Фонд Обороны и Фонд Красной Армии.
В послевоенный период (до 1953 г.) налоговая система в СССР оставалась практически неизменной. Новая система была заложена Законом о сельскохозяйственном налоге от 8 августа 1953 г. Плательщиками налога становятся хозяйства членов колхозов, а также хозяйства других граждан, которым были выделены приусадебные земельные участки и служебные наделы пахотной земли на территории сельских Советов народных депутатов. Сельскохозяйственный налог исчислялся с каждого хозяйства по площади выделенного в пользование земельного участка, но в расчет не принимались земли, занятые постройками, кустарником, лесом, дорогами общественного пользования и т. д. Налог не взимался с участка площадью менее 50 м² и исчислялся по твердым ставкам с 0,01 га земельной площади. По этому налогу бала установлена широкая система льгот. Освобождались от уплаты налогов учителя, агрономы, зоотехники, гидротехники и др[11].
В 1953 г. были снижены ставки разового сбора на колхозных рынках и освобождены от его уплаты колхозы, колхозники и другие граждане за торговлю отдельными видами продуктов. В 1957 г. отменяется взимание патентного сбора, размер которого определялся исходя из разряда предприятия, который устанавливался для производственных предприятий в зависимости от годового объема валовой продукции, а для торговых – в зависимости от плана товарооборота. С 1958 г. сельское население было освобождено от дорожных повинностей, а строительство и ремонт местных автомобильных дорог было возложено на колхозы, совхозы, промышленные, транспортные, строительные и другие предприятия и хозяйственные организации.
В середине 60-х годов в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы. Целями реформы были совершенствование системы управления народным хозяйством и усиление экономического стимулирования производства. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: