Понятие, принципы, функции и методы налогового контроля
5. Открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;
6. Ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора).
7. Принцип территориальности налогового контроля. Принцип территориальности выражается в том, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика по поводу осуществления мероприятий налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т. д.). Исключением из этого правила могут являться внеплановые оперативные тематические проверки и встречные проверки.
8. Принцип соблюдения налоговой тайны. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
· разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;
· об УНП;
· об уставном фонде организации;
· о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности;
· предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (ст. 79 НК).
Выделяют следующие направления налогового контроля:
1. Учет организаций и физических лиц.
2. Контроль за своевременностью уплаты налогов и сборов.
3. Контроль за правильностью исчисления и полнотой уплаты сумм налогов и сборов, за надлежащим учетом доходов, расходов и объектов налогообложения.
4. Налоговый контроль за законностью использования налоговых льгот.
5. Налоговый контроль за своевременностью и правильностью удержания сумм налогов налоговыми агентами.
6. Налоговый контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.
7. Налоговый контроль за своевременным перечислением налоговых платежей и исполнением платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов в кредитных организациях.
8. Налоговый контроль за правомерностью возмещения сумм налогов из бюджета.
9. Контроль за соблюдением особых режимов налогообложения.
В соответствии с Постановлением МНС Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. N 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами», при проведении налоговыми органами проверок используются методы документальной и фактической, сплошной и (или) выборочной проверки.
Методом документальной проверки осуществляются:
· изучение действующей у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) системы внутрихозяйственного учета, контроля и экономического анализа;
· исследование документов в целях установления соблюдения требований законодательства по совершенным хозяйственным и финансовым операциям;
· анализ первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, принадлежности и соответствия установленным требованиям;
· сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.);
· соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого плательщика (иного обязанного лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от других организаций и физических лиц;
· сличение имеющихся у проверяемого плательщика (иного обязанного лица) выписок банка по текущим (расчетным, валютным и др.) счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей;