Развитие лизинга в Республике Беларусь
Лизинг пришел в Беларусь в 1991 году вместе с первыми рыночными изменениями. Он развивался как инициатива «снизу» и до последнего времени не имел государственной поддержки. Параллельно проходило становление внутреннего и международного лизинга.
Первые белорусские лизинговые компании появились при банках, круг их клиентов ограничивался теми же банками и очень небольшим количеством других организаций. Уже на первых этапах своего развития лизинговые компании в силу сложности проникновения на новый рынок объединили свои усилия для внедрения на белорусский рынок лизинга. Поэтому в 1993 году такие компании, как «Приорлизинг», «Дукат-Лизинг», «Лотос» и другие учредили «Белорусский союз лизингодателей». Благодаря ее пропагандистской работе о лизинге заговорили на радио, в печати стали появляться статьи, объясняющие суть лизинга, освещающие первые полученные результаты в республике.
Эта же организация стала инициатором в становлении нормативно-правовой базы лизинга в Беларуси. Накопленный лизинговыми компаниями опыт послужил практическим материалом для разработки первого нормативного документа по лизингу, как в Беларуси, так и в СНГ: Методические указания «О порядке учета лизинговых операций». Они вышли в апреле 1994 года.
С этого периода лизинг в Беларуси начинает активно развиваться. Появляются независимые лизинговые компании, а с 1996 года организуются лизинговые компании при заводах-производителях автомобилей, тракторов, станков (МАЗконтрактлизинг, МТЗ-лизинг, Первая промышленная лизинговая компания и другие). На сегодняшний день в республике насчитывается более 40 лизинговых компаний.
В настоящее время лизинговая форма инвестиций составляет около 1% от общей суммы инвестиционных вложений в стране. Структура объектов лизинга: 45% -компьютеры и офисное оборудование, 34% - промышленное оборудование, 10% - автомобили, 11% - прочее оборудование.
4 октября 1996 года Белорусский союз лизингодателей был принят в состав LEASEUROPA. В конце 1997 года Белорусский союз лизингодателей выступил вместе с российской и украинской ассоциациями в роли учредителя конфедерации «СНГ-лизинг», призванной координировать лизинговое движение в странах СНГ.
Параллельно с внутренним лизингом развивался и международный лизинг. Начиная с 1991 года, в республику стали поступать автопоезда в форме лизинга. Их передавали белорусским автопредприятиям лизинговые компании заводов-производителей Мерседес, Рено, а затем и Вольво, МАН, Ивеко, Скания, ДАФ.
Начиная с 1994 года, европейскими компаниями в лизинг передаются машины по деревообработке, оборудование легкой промышленности. В большинстве своем эти сделки непосредственно связаны с организацией совместных или иностранных предприятий.
Современная нормативно-правовая база лизинга складывалась в несколько этапов. Как уже было отмечено, весной 1994 года были приняты Методические указания по ведению бухгалтерского учета лизинговых операций. 1996 год был следующим этапом в нормативном становлении лизинга. Весной принимается Положение о лизинге на территории Республики Беларусь. Осенью - новые Методические указания по ведению бухгалтерского учета лизинговых операций, соответствующие принятому Положению о лизинге. Официально признается свободная форма начисления амортизации на объект лизинга. Конец 1997 года начало 1998 года - последний этап в разработке нормативных правил. Если предыдущие два этапа инициировались Белорусским союзом лизингодателей, то последний этап начался с Указа Президента Республики Беларусь № 587 от 13 ноября 1997 года «О лизинге», в котором устанавливалось, что: