Внебюджетные фонды как звено финансовой системы
- формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Доходы внебюджетных фондов:
- налоги, сборы и прочие обязательные платежи;
- финансирование из бюджетов различных уровней в виде субсидий, займов;
- добровольные отчисления граждан (на пенсионное, медицинское страхование и т. д.);
- средства, полученные в результате ведения коммерческой деятельности (сдача имущества в аренду, банковские проценты и т. д.).
Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на федеральном уровне, определяются долей налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды: природоохранных мероприятий, социальной поддержки малоимущих слоев населения, дорожные фонды.
По целевой направленности внебюджетные фонды можно разбить на две группы: социальные и экономические. В контексте выбранной темы, рассмотрим сущность экономических внебюджетных фондов.
Понятие «целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов во избежание межведомственного распыления государственных средств и ужесточения государственного контроля за их целевым использованием. Именно в этот период отдельные внебюджетные фонды стали учитываться в составе бюджетной системы страны, что способствовало консолидации определенных денежных средств под контролем фискальных органов государства. В настоящее время выделяются три формы организации государственных финансов: бюджетная, ограниченно бюджетная и внебюджетная.
Целевые бюджетные фонды занимают промежуточную ступень между бюджетом и внебюджетными формами перераспределения средств. У бюджетных фондов есть две общие с внебюджетными черты. Во-первых, целевые источники формирования и, во-вторых, целевое расходование средств. Состав целевых бюджетных фондов может быть дополнен (уменьшен) в федеральном бюджете на соответствующий год. В бюджет 2000 года были включены денежные средства следующих фондов:
- Федерального экологического фонда Российской Федерации;
- Федерального фонда Министерства РФ по налогам и сборам;
- Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;
- Государственного фонда борьбы с преступностью;
- Фонда управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов;
- Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Фонда контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации и др.
В 2001 и 2002 гг. в бюджете РФ оставался один целевой бюджетный экономический фонд - Министерства атомной энергетики РФ.
Наряду с общегосударственными, т.е. федеральными и территориальными внебюджетными фондами, существуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды. Среди всех отраслевых внебюджетных фондов значительную долю составляют фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Экономическое содержание внебюджетных фондов НИОКР ограничено перераспределением в рамках отрасли части прибавочного продукта, назначение которого расширенное воспроизводство. Во исполнение решения Правительства РФ от 18.12.91 г. № 165-р и Постановления Правительства РФ от 24.12.91 г. № 604 был установлен порядок формирования и использования внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению новых видов продукции.
Источником формирования фондов являются средства, предусматриваемые в себестоимости продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями, объединениями и организациями. Указанные средства включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в безусловном порядке. Отчисления в фонды производятся исходя из норматива, установленного в процентном отношении к полной себестоимости товарной продукции (работ, услуг). Данный норматив является единым для всех видов продукции (работ, услуг) и составляет 1,5%.