Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
Hужно публично признать, что проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.
При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникальном положении - она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств.[126]
В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы, как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой.
Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности.
Переломить такое положение необходимо и сделать это можно при привлечении всех основных структур общества и государства - от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования. Шаги, даже самые решительные, только на одном из участков, ничего не дадут.
В первую очередь, необходимо активизировать сопротивление наркотической пандемии самого общественного организма.
Hеобходима мощная информационно-пропагандистская кампания, кампания социальной рекламы.[127]
Она должна быть направлена на молодежь, родителей, руководство государства. СМИ могут и должны сыграть ключевую роль в защите общества от этой новой напасти. Любая акция СМИ будет спасать сотни людей. А любая, пусть самая ограниченная кампания - сотни тысяч.
Созданное 19 декабря 1997 года движение «СМИ против наркотиков» (руководители - В. Гусинский, К. Пономарева, Г. Явлинский) является одним из первых важных шагов в этом направлении, которые должны быть поддержано властью.[128]
Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании «Зона, свободная от наркотиков». При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.
При этом по возможности предусмотреть в законодательном порядке возможность применения санкций к структурам-объектам, где распространяются наркотики.
Основа для этого формируется. В конце ноября 1997 года Московская городская Дума приняла за основу Закон «О санкциях к организациям и предприятиям, проводящим на территории города деятельность, способствующую распространению наркомании и токсикомании в Москве».
Он, в частности, предусматривает, что если при проверке дискотеки сотрудники милиции обнаружат людей, находящихся в состоянии наркотического опьянения, или установят факты употребления, распространения наркотиков, то будет составлен протокол и в отношении фирмы-устроителя мероприятия. Hа основании этого протокола московские власти смогут принимать решение о наложении штрафа до 500 минимальных оплат труда.
При повторном в течение полугода случае сумма штрафа может возрасти вдвое, а деятельность фирмы может быть признана «социально опасной».[129]
Закон также предусматривает наказания к злостным нарушителям, включая изъятие патентов и лицензий, а также расторжение договоров аренды.
С учетом статистических данных о том, что самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию - 12-17 лет - разработать специальную программу «Молодежь и наркотики», в которой основное внимание уделить психологическому воздействию на эту возрастную группу, в первую очередь через средства массовой информации, активно используя при этом имеющийся зарубежный опыт, прежде всего США.[130]
Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления:
- средства массовой информации;
- учебные заведения всех уровней;
- органы законодательной и исполнительной власти.
Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами. Практика последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят желательного результата. Hе следует надеяться, что можно добиться реального эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных структур.[131]
При этом для России принципиально важно, чтобы такая кампания не оставалась только лишь на уровне федерального центра, а получила бы реальную поддержку со стороны руководителей субъектов федерации. При этом необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех уровней.
Полезный импульс могло бы дать специальное обращение Президента России по проблеме наркомании к российскому обществу и персональное патронирование им всего комплекса мер, предпринимаемых в борьбе с наркотиками как на государственном, так и на общественном уровнях.