Анализ ситуации потребления наркотиков, торговли наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом в настоящее время
Как сообщил по итогам совещания Виктор Иванов, было решено ввести для оптовых торговцев наркотиками пожизненное заключение. Было поддержано и предложение Дмитрия Медведева о возможности добровольного выбора между лечением или уголовным наказанием для тех, кто совершил преступление небольшой или средней тяжести. [89]
Вместе с этим, если ФСКН позиционирует себя как политическая структура, то Медведев предложил уходить от силовых методов в пользу мер профилактики, пояснив, что в действующем законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» эти нормы отсутствуют.
Дмитрий Медведев предложил создавать новые центры лечения и реабилитации больных, включить в школьные программы разъяснения о вреде наркомании, поощрять «деятельность молодежных и других организаций, выступающих за здоровый образ жизни» и, наконец, тестировать в обязательном порядке всех «учащихся всех образовательных учреждений».
Выступление Дмитрия Медведева – это не поддержка, а осторожная критика ФСКН, при этом не мешающая поручить ФСКН заниматься разработкой стратегии борьбы с наркоманией. Одновременно Медведев дал понять, что большинство инициатив ФСКН, носящих преимущественно репрессивный и силовой характер, не будут поддержаны, а основные методы борьбы должны носить профилактический и разъясняющий характер.
На Дальнем Востоке многие годы сохраняется высокий уровень распространения наркомании, однако медицинская и социальная реабилитация наркозависимых развита слабо и малодоступна.[90]
Только в четырех субъектах федерации округа действуют государственные наркологические реабилитационные центры или отделения, где принимаются больные наркоманией: в Приморье, Хабаровском крае, ЕАО и на Камчатке.
Госстатом учет численности больных наркоманией, прошедших реабилитацию, не ведется, поэтому оценить эффективность этой деятельности очень трудно. Кроме того, отсутствуют законодательные механизмы, стимулирующие обращение больных наркоманией в наркодиспансеры (лечение и реабилитация – дело сугубо добровольное).
По мнению специалистов, в течение года от приема наркотиков отказываются 20-22% пролеченных больных. Это очень условный показатель, не базирующийся на официальной статистике и не связанный с конкретными сроками ремиссии (воздержания от наркотиков). [91]
Доля наркобольных, обратившихся за медицинской помощью и направленных на медико-социальную реабилитацию, колеблется по округу от 3% до 10%. Остальные, по сути, просто обречены на вымирание.
Услуги по социальной реабилитации наркозависимых предлагают всевозможные центры, образованные религиозными организациями нетрадиционных конфессий (часто под видом не имеющих отношения к религии общественных фондов).
Антинаркотическая деятельность в большинстве случаев является одной из форм осуществления миссионерской работы, привлечения последователей религиозных течений, увеличения потока финансовых средств, жертвуемых на нужды церкви. Используя лозунг борьбы с наркоманией, они ищут поддержку со стороны местных средств массовой информации, учреждений образования и культуры. Но главная задача реабилитации наркозависимых – успешная социализация и возвращение к нормальному существованию – не решается.
Медицинские учреждения работают на основании утвержденного стандарта и полученной лицензии, а вот деятельность фондов, центров, религиозных сект и разных обществ неподконтрольна, потому что опять же нет правового механизма, регламентирующего их деятельность в этой сфере. Психике человека, решившего пройти курс реабилитации, минуя наркодиспансер, могут нанести непоправимый вред, сделать его в буквальном смысле рабом «отцов» - наставников.[92]
Реабилитация наркозависимых, конечно, требует длительного времени, изобретательности и гибкости в подходах, специально оборудованных помещений, решения вопросов материального обеспечения. Эффективность мер, принимаемых государственными и муниципальными органами сегодня, крайне низка. Вопросы развития системы медико-социальной реабилитации наркоманов практически не имеют отражения в региональных целевых программах по профилактике наркомании и наркопреступности.
Очевидно, что реабилитационные учреждения должны открываться с учетом реальной потребности в них в каждом конкретном регионе. Медико-социальная реабилитация больных наркоманией должна проводиться исключительно в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности.