Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
- направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;
- направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.
К первой группе относятся:
- информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- информация об использовании технических средств и специально тренированных собак;
- информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
- информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;
- информация об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах;
- информация о принципах организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения и др.
Во второй группе представлена информация:
- о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков с территории одного государства;
- участника Соглашения на территорию другого;
- о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;
- о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства-участника или нелегально ввозящихся на такую территорию;
- о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков.[29]
В отношении передаваемой и получаемой информации введено требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может нанести ущерб его интересам или интересам совместных действий) средствам массовой информации.
Кроме того, в названном Соглашении предусматриваются и иные формы сотрудничества:
- осуществление наблюдения за въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотических средств, а также за грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подозрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков;
- осуществление согласованных мероприятий и операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотических средств, включая проведение контролируемых поставок;
- обеспечение выступления официальных лиц одного государства-участника в качестве свидетелей или экспертов перед судом или властями другого государства на основании официального запроса последнего в связи с нарушением законов, касающихся оборота наркотиков и др.[30]
Названные формы сотрудничества в обобщенном виде нашли свое закрепление в Соглашении о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г.
Таким образом, правовая основа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными категориями международно-правовых актов:
- уставными документами Содружества;
- нормативными актами, регламентирующими отдельные сферы сотрудничества (пограничные, таможенные и др.);
- международно-правовыми документами, специально посвященными данной проблеме.[31]
Вместе с тем, нормативная база сотрудничества, нуждается в дальнейшем развитии.
Необходимо заключение государствами - участниками СНГ специального международно-правового акта, подробно регламентирующего вопросы борьбы именно с наркобизнесом. Имеющиеся договоры регламентируют вопросы борьбы с организованной преступностью, где наряду с иными рассматриваются вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
Однако каждая преступная деятельность имеет свои, только ей присущие особенности. В связи с этим и меры по противодействию такой деятельности также будут специфическими. Они и должны оговариваться в специальном соглашении. Имеющаяся правовая база регламентирует вопросы борьбы с наркобизнесом в комплексе с мерами по противодействию другим преступным деяниям. Поэтому в данных нормативно-правовых актах отсутствует конкретика и не в полной мере учитываются вопросы противодействия именно незаконному обороту наркотических средств.
В международных соглашениях межведомственного характера необходимо развивать и конкретизировать с учетом особенностей региона положения универсальных международных договоров. Однако это правило не всегда учитывается.
Так, в соответствии со статьей 7 Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г., по мнению автора, недостаточно четко регламентированы вопросы осуществления контролируемых поставок.
Основа для их осуществления, заложенная в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на практике не всегда трактуется, а следовательно, и применяется государствами однозначно. В связи с этим в региональных нормативных актах должно закрепляться положение, не вызывающее различий в правоприменительной практике.