Возникновение и развитие государственного уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Российской империи, СССР и за рубежом

В 1990 г. за счет штатной численности ГУУР и ГУБХСС МВД СССР создается Управление по борьбе с распространением наркомании ГУУР МВД СССР. В его структуре, помимо двух центральных, формируются еще семь межрегиональных отделов по борьбе с наркобизнесом, подчиненные непосредственно МВД СССР.

После неоднократных переименований и организационных изменений в системе и структуре Управления приказом МВД СССР от 28 ноября 1991 г. это специальное подразделение милиции выводится из-под юрисдикции ГУУР МВД СССР. Вместо прежнего Управления образуется Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков МВД СССР, которое становится самостоятельной отраслевой службой криминальной милиции. [13]

На примере БССР и в дальнейшем Республики Беларусь, то, необходимо отметить, что с момента введения в действие Уголовного кодекса Республики Беларусь 1960 г. (апрель 1961 г.) преступность на протяжении всех четырех десятилетий имеет постоянную и устойчивую тенденцию к росту.

При этом с каждым последующим десятилетием ухудшаются как количественные, так и качественные ее показатели. Так, среднегодовое количество преступлений во втором десятилетии (1971-1980 гг.) увеличилось на 32,1% по сравнению с первым, в третьем (1981-1990 гг.) - на 52,8% по сравнению со вторым, в четвертом (1991-1998 гг.) - на 105,0%, т.е. более чем в 2 раза по сравнению с третьим, хотя это десятилетие еще не закончилось. Соответственно возрастал и среднегодовой темп роста. Так, в первом десятилетии (1961-1970 гг.) он составил 2,7%, во втором - 7,1%, в третьем - 22,5 и в четвертом - 50,5%. [14]

Среди основных детерминант незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими следует выделить социально-экономические, культурологические, семейно-педагогические, производственные, досуговые, правоохранительные и иные. Рассмотрим указанные детерминанты более подробно.

Социально-экономические детерминанты трактуются с точки зрения различных теорий.

Теория депрессии гласит, что масштабность злоупотребления наркотиками в периоды экономического роста снижается, а в период упадка возрастает. Наблюдающийся в последние годы экономический рост в России, а также рост экономики стран ЕС и США опровергает данную теорию.

Теория экспансии утверждает, что обострение незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими происходит параллельно укреплению экономики и наоборот. Однако рост экономики в Китае и странах Юго-осточной Азии непропорционален росту наркопотребления.[15]

Теория стабильной экономики состоит в том, что смягчающе воздействие на наркобизнес и наркоситуацию в целом оказывает стабильная экономика, в то время как бурное развитие или спад усугубляют экономическую ситуацию в данной сфере. Вместе с тем относительно «ровные» с позиций экономического состояния государства, такие, как Австралия, Канада, ЮАР, подобной стабильностью в сфере наркопотребления похвастаться не могут.

Культурологические детерминанты развития наркопотребления основаны на широком распространении коммуникативных источников информации и СМИ, способных помимо позитивных установок прививать и антисоциальные навыки. Подавляющее большинство молодежи то или иное представление о наркотиках получает через телевидение, Интернет, видеофильмы, литературу. Сформировалась и определенная субкультура потребителей наркотиков, с характерными музыкальными пристрастиями (альтернативная музыка, т.н. «кислотные вечеринки»), своеобразной философией наркомании.

Своеобразным культурным противовесом здесь является мода на здоровый образ жизни, появление большого числа анекдотов про наркоманов.

Семейно-педагогические детерминанты связаны, с одной стороны, с низким культурным, образовательным и профессиональным уровнем родителей, примитивным кругом интересов, пьянством, скандалами, насилием в семье, с другой стороны - с педагогическими просчетами образовательных учреждений. Тенденция такова: в образовании в связи с низкооплачиваемостью этой деятельности все больше остается «неуспешных» людей, не нашедших себя в жизни. Соответственно воспитательная работа не может такими людьми вестись на должном уровне.[16]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6