Казначейская система исполнения местного бюджета на примере района Алтайского края
- разграничении кода элемента доходов в 12–13 разрядах КБК соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога или размеров платежей (04 – бюджет городского округа, 05 – бюджет муниципального района, 10 – бюджет поселения);
- необходимости применения кода ОКАТО городского округа либо сельского поселения при перечислении в бюджет налогов, сборов и платежей, администрируемых налоговыми органами, либо неналоговых доходов до уровня поседения;
- установлении Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов отчислений по налоговым доходам в бюджеты городских округов, муниципальных районов и поселений.
В связи с тем, что в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, то в платежном документе налогоплательщика необходимо наличие реквизита кода ОКАТО поселения.
Успешная реализация Федерального закона №131-ФЗ, во многом зависела от эффективности работы налоговых и иных контролирующих органов – администраторов доходов, организации их взаимодействия и информационного обмена.
В процессе реформирования местного самоуправления муниципальные образования сталкиваются со многими проблемами, главной из которых является недостаток финансовых средств на осуществление полномочий, возложенных на муниципалитеты Федеральным законом №131 – ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, в бюджете муниципального района недостаток средств составляет 2000 тыс. рублей. В существующих условиях район был вынужден искать выход из сложившийся ситуации. В частности, было принято решение о замене дотации на норматив отчислений по налогам.
Принимая данное решение, администрация шла на определенный риск, который связан с нестабильностью налогового законодательства и отсутствием данных о налоговой базе муниципального района.
Однако эта мера дала администрации района рычаги, позволившие позитивно влиять на исполнение доходной части бюджета. Проводится инвентаризация плательщиков, ведется работа по регистрации неоформленного должным образом, а соответственно, и не облагаемого налогом имущества.
Одним из основных направлений деятельности администрации по сбору налогов стала работа с недоимщиками. В районе создана комиссия по совершенствованию системы платежей и расчетов, которой за год удалось снизить задолженность сельхозтоваропроизводителей почти вдвое.
Причиной возникновения данной проблемы является нерациональная реорганизация налоговых органов – создание межрайонных инспекций, обслуживающих 3–4 района, состоящих из нескольких десятков поселений.
Однако усилия, предпринимаемые администрацией по увеличению поступлений в доход районного бюджета, не могут восполнить отсутствие на территории района налоговой инспекции, что крайне негативно влияет на исполнение доходной части местных бюджетов. Невозможно оперативно отслеживать недоимку, что, в свою очередь, исключает индивидуальную работу с налогоплательщиками.
Особенно остро стоит проблема с собираемостью налога на доходы физических лиц, доля которого составляет более 52% консолидированного бюджета района. Контроль за его сбором со стороны межрайонной инспекции практически не осуществляется. Аналогично складывается ситуация с налогами, плательщиками которых являются физические лица – транспортным, земельным, на имущество, единым налогом на вмененный доход. Необходимость возврата налоговых инспекций на территорию каждого района доказана временем и является одним из условий полноценной реализации реформы местного самоуправления на уровне муниципального района.
Кроме того, необходимо поддержать начинания муниципалитетов в работе с налоговыми агентами по наиболее полному поступлению в бюджет налога на доходы физических лиц, для чего разработать на федеральном уровне комплекс мероприятий по легализации заработной платы, выплачиваемой в «конвертах» и соответственно не облагаемой НДФЛ.