Государственное регулирование цен на промышленную продукцию во Франции
Государственный сектор в экономике Франции занимает небольшой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (например, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческие банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплаты труда и цены на готовую продукцию, во втором – государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования.
Следует также отметить, что в государственном регулировании цен основными являются косвенные методы, в частности налогообложение. Система налогов и сборов влияет на структуру и динамику производства, его размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов Франции, образуя рычаги для воздействия на экономику через расходные части бюджетов. При помощи налогов проводится протекционистская экономическая политика или обеспечивается полная свобода товарного рынка.
Преобладающая часть налоговых поступлений (68% в 2003 г.) направляется в государственный бюджет, в котором на долю прямых налогов приходится 39% и косвенных – 61% всех поступлений. В группе косвенных налогов главенствующее место занимает налог на добавленную стоимость (НДС), который впервые был разработан и введен в 1954 г. именно во Франции. Налоги Франции можно классифицировать по трем крупным группам:
§ подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения.
§ налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится.
§ налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.
Структура доходной части государственного бюджета Франции в 2004 году в процентах:
§ налог на добавленную стоимость – 41,5;
§ налог на предприятия – 9,8;
§ прочие – 15,7[13 – C.110].
Из структуры видно, что ведущим звеном доходов бюджетной системы выступает НДС. Это общий налог на потребление, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от НДС освобождены. Уплата НДС определяется характером совершаемой сделки, при этом не принимается в расчет финансовое состояние налогоплательщика. Ставка налога едина независимо от цены товара, к которому она применяется. Объектом налогообложения является продажная цена товара или услуги. Кроме розничной цены сюда включаются все сборы и пошлины помимо самого НДС. Из общей суммы вычитается размер налога, уплаченного поставщикам сырья и полуфабрикатов. Основная ставка налога в настоящее время равна 18%. По данному налогу имеются значительные льготы. НДС дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Косвенными налогами, помимо НДС, облагаются алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из драгоценных металлов, кондитерские изделия, а также электроэнергия и телевизионная реклама.
Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до нашего времени.
Либерализация цен не означала полного прекращения всякого вмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства в дела управления предприятиями (на уровне макроэкономики) к системе глобального регулирования (на уровне макроэкономических процессов) для экономики означал лишь изменение формы вмешательства – переход от жестко «дирижистских» методов к методам косвенного воздействия на рынок и цены. Поэтому одновременно с решением о либерализации цен было принято и другое решение о ценовой конкуренции в промышленности, которым запрещалось создание всякого рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Одновременно запрещалось заключение любых соглашений о «минимальных ценах», либо о «рекомендуемых ценах» на промышленную продукцию, товары народного потребления и услуги.
Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных органов по регулированию цен. Департамент по ценообразованию Министерства планирования и финансов был преобразован в департамент по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен ценовой конкуренции. [13 – C.115]