Государственное регулирование цен на промышленную продукцию в Республике Беларусь
Переход от плановой экономики к рыночной предполагает проведение определенной государственной ценовой политики. Эта политика, может реализовываться двумя путями:
1) в форме резкого перехода к рыночной экономике с помощью активной либерализации цен;
2) посредством плавного вхождения в рыночную экономику, сочетая постепенное высвобождение цен по мере создания необходимых условий и конкурентной рыночной среды с системой государственного регулирования ценообразования.
Основные направления ценовой политики в республике на краткосрочную и долгосрочную перспективу нашли свое отражение в разработанной и принятой правительством в 1999 г. Концепции ценообразования Республике Беларусь Целью совершенствования системы ценообразования являлось создание такого механизма, который бы обеспечивал условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышения на этой основе жизненного уровня населения. [7 – C.31]
Вместе с тем в сфере ценообразования остались нерешенными следующие вопросы:
1) достаточно высокий уровень инфляции (в 2004 г. самый высокий среди стран СНГ);
2) опережающие темпы роста цен на промышленную продукцию по сравнению с темпами роста цен на потребительские товары;
3) наличие меж- и внутриотраслевого перекоса в ценах на отдельные товары и услуги;
4) недостаточный контроль за уровнем и динамикой себестоимости товаров (работ, услуг), отсутствие механизма, стимулирующего сокращение себестоимости продукции предприятиями;
5) недостаточно эффективное и тесное соотношение ценообразования с налогово-бюджетной политикой, высокий уровень налоговой нагрузки;
6) несоответствие отдельных положений антимонопольного регулирования международным стандартам. [8]
Вследствие этого возникла необходимость появления Концепции, принятой в 2005 г., и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг., где были уточнены подходы и механизмы регулирования ценообразования в контексте внутриэкономических и внешнеэкономических изменений и закреплены основные направления ценовой политики. В долгосрочной перспективе ценовая политика будет направлена на формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей, стабильного роста жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей ценовая политика будет базироваться на рациональном сочетании свободных и регулируемых цен.
В 2006 – 2010гг. основными задачами в области ценовой политики являются:
§ совершенствование механизмов ценового регулирования, переход на регулирование цен и тарифов преимущественно экономическими методами, создание барьеров для неоправданного роста издержек и установления завышенных цен, прежде всего, в отраслях естественных монополий базовых отраслях экономики;
§ сужение сферы прямого государственного ценового регулирования;
§ создание механизма, ориентированного на расширение рыночных механизмов ценообразования;
§ закрепление позитивных тенденций по дальнейшей стабилизации ценовой ситуации в республике.
Концепцией 2005 г. были определены главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу. Концепция не предполагает коренного изменения действующей системы ценообразования, однако намечается совершенствование ценообразования в целях повышения обоснованности системы цен и усиления их воздействия на повышение эффективности национальной экономики.