Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма
Общий объем расходов федерального бюджета на 2008 год определен на уровне 6570,3 млрд. рублей (18,8% ВВП), на 2009 год – 7465,4 млрд. рублей (18,8% ВВП), на 2010 год – 8089 млрд. рублей (18,1% ВВП). В номинальном выражении темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составят в 2008 году - 117,0%, в 2009 году - 113,4%, в 2010 году – 108,6%, в реальном выражении – соответственно 109,3%, 106,4% и 102,5%.
Таким образом, при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации соблюден принцип адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики.
Приоритеты и параметры проекта бюджета 2008-2010 годов в основном соответствуют задачам, поставленным Президентом России в Бюджетном послании. Бюджет 2008 года сохраняет позитивные черты социальной части федерального бюджета 2007 года.
Совокупные расходы на социальные отрасли и социальную политику составят в 2008 году 940 млрд. рублей, что будет соответствовать 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. Эта величина за трехлетний период возрастет на 44% (по отношению к 2007 году) при расчетах в текущих ценах, или на 18% в реальном выражении (с учетом инфляции). В то же время, представленные расходы по годам практически сохранят свою долю в ВВП – 2,7% и в расходах федерального бюджета – 14,2-14,6%.
Низкий уровень социальных расходов в федеральном бюджете определяется тем фактом, что подавляющая их часть обеспечивается с помощью территориальных бюджетов: 76% на образование и здравоохранение, более 90% на ЖКХ и более 70% на социальную политику. Учитывая эти доли расходов, можно оценить величину затрат на социальную сферу в консолидированном бюджете на уровне 11,2-11,7% ВВП. Если прибавить к ним межбюджетные трансферты на социальные цели и трансферты государственным внебюджетным фондам, то совокупная величина на социальные цели в консолидированном бюджете составит величину равную 17-18% ВВП.
Таким образом, Россия тратит на социальные цели на 5-8 процентных пунктов ВВП меньше, чем развитые страны. Это во многом объясняет хроническую ситуацию недофинансирования социальной сферы. При этом реальные ресурсы имеются. Объем резервного фонда составляет примерно 10% ВВП. Возникает правомерный вопрос: какой смысл дальнейшего пополнения резервного фонда в условиях столь критического недофинансирования социальной сферы?
Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Из-за существующих территориальных различий в размещении и структуре отраслей экономики данная проблема носит объективный характер. Это связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков в ограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.
Что касается продвижения в достижении финансовой самодостаточности субъектов Федерации, то оно особо не просматривается ни в 2008 году ни в периоде до 2010 года, что видно из пропорций в соотношении между расходами федерального бюджета и бюджетами других уровней. На 2008-2010 годы это соотношение складывается в пропорции 56:44 в пользу федерального бюджета против 50:50, установленных ранее Бюджетным кодексом. Создавшуюся ситуацию трудно признать логичной, когда значительные собранные в регионах налоговые и неналоговые доходы, включая ЕСН, концентрируются в федеральном бюджете, а затем частично в виде межбюджетных трансфертов возвращаются в бюджеты других уровней и в государственные внебюджетные фонды. В федеральном бюджете на 2008 год эти трансферты (включая трансферты государственным внебюджетным фондам) составляют 34,6%, а в 2010 году они составят 33,6% всех расходов бюджетов данных фондов.