Проблема соединения федерализма с правовым государством
В число важнейших принципов федеративных отношений входят принципы верховенства федеральной Конституции по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым как федеральными, так и региональными органами власти, а также приоритета федеральных законов над законодательством субъектов Федерации.
Эти принципы, с одной стороны, закрепляют единство правопорядка на всей территории России, с другой - сохраняют широкие права субъектов Федерации в пределах своей компетенции.
Однако именно эти принципы в наибольшей степени находятся сегодня под угрозой. Наибольшую опасность для единства правового пространства страны представляют следующие положения в законодательстве субъектов Российской Федерации:
Наличие конфедеративных элементов в законодательстве ряда субъектов Федерации
Несмотря на ясно обозначенные в Конституции Российской Федерации принципы государственного устройства, ряд основных законов субъектов Федерации содержат, по крайней мере, элементы конфедеративного характера.
Так, Башкортостан, Бурятия, Саха (Якутия) в своих конституциях прямо именуются "суверенными государствами"; Республика Коми, не называя себя суверенной, тем не менее, закрепила в своей конституции положение о "распространении государственного суверенитета на всю территорию республики". "Экономический суверенитет" провозгласила Карелия. В преамбуле двустороннего соглашения "О дружбе и сотрудничестве" Башкортостан и Чувашия признают государственный суверенитет друг друга. Башкирия пошла еще дальше, признав Абхазию в качестве суверенного государства, в то время как по всем международным нормам она является составной частью Грузии.
Тенденция вымывания российского суверенитета и отдельных суверенных прав Российской Федерации конституционным (уставным) правом субъектов Федерации в разных сферах общественной жизни
В том числе:
- установление субъектами в одностороннем порядке за собой права приостановления действий законов и иных актов Российской Федерации, если они противоречат Конституции (Уставу) или законам субъектов Федерации Саха (Якутия), Башкортостан, Тыва, Коми;
- приостановление действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству или интересам населения субъекта Федерации, высказанным на референдуме (Саратовская область);
- закрепление отдельными республиками за собой права объявления военного положения, принятия решений по вопросам войны и мира (Тыва);
- принятие республиканских законов о военной службе (Башкортостан, Саха (Якутия), Тыва);
- установление субъектом Федерации порядка введения чрезвычайного положения на его территории без согласования с Президентом Российской Федерации и Советом Федерации (Бурятия, Коми, Тыва, Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия, Ингушетия и ряд других);
- согласие субъекта Федерации на дислокацию на его территории воинских формирований (Северная Осетия - Алания);
- определение природных ресурсов собственностью субъекта Федерации (Ингушетия, Саха (Якутия), Тыва);
- регулирование вопросов внешней политики и международных отношений, заключение международных договоров (Дагестан, Татарстан, Башкортостан, Тыва, Ингушетия, Коми, Краснодарский край, Свердловская и Новгородская области).
Попытки ведения некоторыми субъектами Федерации самостоятельной внешней политики
Расширение международных связей субъектов Федерации нередко сопровождается прямым вмешательством в компетенцию Российской Федерации. На сегодняшний день субъекты Федерации заключили более 200 соглашений со своими зарубежными партнерами, включая суверенные государства (так называемые "диагональные соглашения" между субъектом международного права и несубъектом международного права).