Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик
Одной из главных причин усиления вертикальной несбалансированности бюджетной системы России стало то, что реформирование бюджетной системы в 90-е годы сопровождалось более быстрой централизацией расходов на уровне Федерация - субъекты по сравнению с децентрализацией доходов.
Горизонтальное выравнивание осуществляется с помощью систем бюджетных отчислений, предполагающих формирование трансфертных фондов. Разработка механизма формирования и распределения фондов в целях выравнивания налогового потенциала является непростой политико-экономической задачей, требующей общего согласия и учета интересов не только бедных, но и богатых регионов. При этом страны обычно не стремятся к полному выравниванию налогового потенциала регионов, опасаясь усиления иждивенческих тенденций и ослабления стимулов к расширению собственных бюджетных поступлений. Для решения этой задачи обычно приходится создавать довольно сложные математические конструкции, учитывающие объективные возможности и потребности региональных бюджетов. Характерно, что специфические особенности отдельных регионов не могут приниматься во внимание, так как не укладываются в математические формулы.
В перспективе задача бюджетного регулирования не должна сводиться только к формированию бездефицитных бюджетов. Необходимо, обеспечив на постоянной основе более рациональное распределение видов налогов полностью или в долях между звеньями бюджетной системы, поддерживать посредствомотчислений от регулирующих налогов и трансфертов минимально необходимый (средний на душу населения) уровень доходной части бюджетов тех территорий, где по объективным причинам недостаточен налоговый потенциал; предоставить право вводить на местах территориальные надбавки в определенных пределах к соответствующим федеральным ирегиональным налогам и сборам; производить компенсацию (через субсидии или путем передачи части налогов) потерь доходов и роста расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти; осуществлять выравнивание развития все в большей степени отстающих территорий через субвенции - целевые дотации.
Основу бюджетного федерализма составляет конституционное разграничение полномочий или предметов ведения между федерацией или центром и ее субъектами. Разграничение может носить как форму закрепления тех или иных сфер за соответствующим уровнем правительства, так и определения сферы компетенции одного из уровней и сфер совместного ведения (как это имеет место в Конституции РФ
). (Федерализм
: Энцикл. слов.-М., 1997)
Таблица 2. Теоретическое представление о распределении налогов между уровнями бюджетной системы
Вид налога |
Определение |
Сбор и управление |
Комментарии | |
Налоговой базы |
Налоговой ставки | |||
Таможенные пошлины |
Ф |
Ф |
Ф |
“Неэффективный” налог , доля которого в развивающихся странах высока |
Налог на прибыль |
Ф |
Ф |
Ф |
Мобильная налоговая база , стабилизационный инструмент |
Налог на доход физических лиц |
Ф |
Ф,Р,М |
Ф |
Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база |
Многоуровневый налог с продаж (НДС ) |
Ф |
Ф |
Ф |
Децентрализованное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах |
Акцизы |
Р,М |
Р,М |
Р,М |
Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов |
Налог на недвижимость |
Р |
М |
М |
Иммобильная налоговая база , оплата по принципу получаемых выгод |