Основы исполнения бюджета
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Федерации бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет родственных доходов бюджета субъекта Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Федерации необходимого для их осуществления имущества.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ с учетом положений ст. 38.2 и 156 БК РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным Казначейством, либо органом государственной власти субъекта Федерации в соответствии с соглашением, предусмотренным ст. 215.1 БК РФ.
Исполнение бюджета – это совокупность операций по формированию и использованию средств бюджета.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и росписью доходов и расходов бюджета, утверждаемой Министерством Финансов РФ.
В Российской Федерации устанавливается следующее распределение между участниками бюджетного процесса полномочий по исполнению бюджетов:
• органами, обеспечивающими исполнение бюджета соответственно уровню бюджета, являются Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации и местной администрации;
• органами, организующими исполнение бюджета, являются соответствующие финансовые органы;
• органом, осуществляющим кассовое обслуживание бюджетов, является Федеральное казначейство.
Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Финансовый орган устанавливает порядок составлении ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.
Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).
Принцип единства кассы предусматривает, что орган, осуществляющий кассовое обслуживание бюджета (Федеральное казначейство), открывает в учреждении Банка России единый счет, на который зачисляются все поступающие доходы бюджета и поступления из источников финансирования дефицита бюджета и производятся все предусмотренные бюджетом расходы.
Принцип осуществления бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином счете бюджета зафиксирован ст. 219 БК РФ, где четко определено, что подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджет в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих Проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.
Принцип подведомственности означает, что распорядитель и получатель бюджетных средств могут получать показатели бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования только от главного распорядителя бюджетных средств того бюджета, в ведении которого они находятся, т.е. Оплата бюджетных обязательств может производиться за счет средств только одного бюджета.