Инфляция в России: 90-е годы и современность
Между тем, гиперинфляция означает, что у людей нет надежды на подъем производства. Поэтому теряет всякий смысл формула: либо поддержка производства и жизненного уровня, либо подавление инфляции. При гиперинфляции падение производства обеспечено так же, как и при остром недостатке денег.
Причин тому много. Прежде всего нет надежного рубля. Люди теряют стимул к производству, больше склоняются к мелкой спекуляции, проворачивают операции в короткие сроки, чтобы получить побольше денег и снова включить их немедленно в оборот.
Потеря покупательной силы рубля означает натурализацию хозяйственных отношений, возвращение к бартеру.
В таких условиях не только не наступит подъем производства, а продолжится его спад. Гиперинфляция опасна тем, что вызывает не краткосрочную, а длительную депрессию. Не хватало инвестиций. Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность падала, и реальный прирост капитала снижался.
Между инфляцией и гиперинфляцией есть некая техническая граница.
Говорят, что это 50 % в месяц. Механизм экономической жизни таков, что инфляция имеет тенденцию распространяться от центра по всей стране, как волны от брошенного в тихий пруд камня. При этом одно из свойств инфляционного процесса - тяжело проходятся первые его 25%, путь к ним кажется длинным. Набрать вторые 25% куда как легче, оставшиеся полпути становятся короче. Достаточно каких-либо психологических факторов, изменения настроения покупателей, производителей, финансистов и т.д., которое носится в воздухе, чтобы ускорить инфляционное движение.
На вспышку инфляции, рост потребительских цен большое влияние оказали чисто психологические факторы. Они являлись следствием политических событий в стране.
В феврале 2000 года инфляция на потребительском рынке России составила 1% против 2.3% в январе. В целом с начала года цены выросли на 3.3% (в январе-феврале 1999 г. – на 12.9%). Таким образом, по результатам двух первых месяцев инфляция опустилась ниже показателей 1997 г., когда при том же значении в январе, февральская инфляция составила 1.5% (а в целом за год – 11%).
Цены на непродовольственные товары возросли на 1.3% (в январе – на 2.2%), а на продовольствие - на 0.5% (2.2%). Средняя по России стоимость набора из 25 основных продуктов питания, составляющего основу прожиточного минимума, в феврале возросла на 0.4% и в конце месяца составляла 576.7 рубля в расчете на месяц; с начала года набор подорожал на 2.3%.
С февраля 1999 года темпы роста цен производителей промышленной продукции опережали изменение потребительских цен. В январе удорожание промышленной продукции составило в целом 4.0%. Наибольший прирост цен отмечался в топливной промышленности – 9.6%, и в частности, в нефтедобыче – 16.2% (по итогам 1999 года цены в этой отрасли выросли в 2.5 раза).
В целом за период после кризиса августа 1998 г. и по январь 2000 г. рост цен в промышленности составил 117.8% против 138.4% роста потребительских цен.
За последние 7 лет инфляция в России заметно снизилась. Сокращение такого роста прежде всего связано с экономическим ростом (Рис.4).
Инфляция за 2007 год перекрыла планы правительства. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина сообщила, что инфляция по итогам 2007 года превысит прогнозные 8%. Потребительские цены в сентябре неожиданно превысили самые пессимистические прогнозы, подскочив на 0,8%. С начала года они выросли на 7,5% по сравнению с 7,2 в январе-сентябре 2006 года, сорвав тем самым план правительства по удержанию инфляции. По словам Набиуллиной инфляция превысит прошлогодние 9%. "Основной причиной стало повышение цен в сентябре на мировых рынках сельхозпродукции",- пояснила она. В частности, по ее словам, причиной скачка цен стал рост спроса на сельхозсырье для биотоплива в Китае и Индии. Руководитель МЭРТа заявила, что для сдерживания роста цен планируется принять ряд мер "как в части внешнеторгового регулирования, так и в части борьбы с локальными монополиями на региональных рынках". Поэтому правительство решило ввести сезонные экспортные пошлины на пшеницу и ячмень, а также снизить импортные пошлины на молоко, сливочное масло, сыры и творог. Большинство аналитиков не винят российские власти за провал антиинфляционной политики, считая причиной роста цен глобальные тенденции. При этом, однако, эксперты не уверены в эффективности ответных мер властей. Так, исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов назвал снижение импортных пошлин на молочные продукты "надуманной мерой", поскольку "размер пошлин ничтожно мал в сопоставлении ценой на эту продукцию". А бывший экономический советник президента РФ Андрей Илларионов заявил, что планы правительства "вызывают недоумение", поскольку "пошлины надо не снижать, а ликвидировать, т.к. это преграда доступа продуктов на российский рынок, и платят эти пошлины в конечном счете российские потребители".