Бюджетный учет администрирования доходов
Администратор доходов бюджета ведет бюджетный учет как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджеты от соответствующего начисления. Следовательно, администратору поступлений (территориальному органу администратора поступлений) следует определиться, какие структурные подразделения осуществляют текущий учет начисленных сумм, а какие – учет поступивших сумм. Целесообразно наделить полномочиями по ведению учета начисленных сумм структурные подразделения, которые непосредственно осуществляют действия, приводящие к возникновению дебиторской задолженности.
При организации бюджетного учета операций по администрированию доходов бюджета следует учесть:
– наличие у организации, ведущей бюджетный учет получаемых доходов, правового статуса администратора бюджетных доходов;
– структуру администрируемых доходов (отнесение их к налоговым или неналоговым доходам бюджета, что определяется ст. 41 БК РФ);
– установленный действующим федеральным законодательством, а также законодательством субъекта РФ и (или) муниципального образования порядок зачисления соответствующих доходов в бюджет (с использованием или без использования единого счета доходов в ОФК);
– порядок перераспределения полученных доходов между бюджетами разных уровней;
–
изменения, регламентирующие порядок организации бюджетного учета администраторов доходов, внесенные в Инструкцию № 148н Приказом
Минфина РФ от 03.07.2009 № 69н (далее – Приказ Минфина РФ № 69н).
Учитывая перечисленные выше факторы, бюджетный учет у администраторов доходов бюджета имеет следующие особенности:
1. Операции по администрированию доходов бюджета осуществляются соответствующими администраторами на основании данных отчетности бюджетных учреждений, а также информации, полученной от соответствующего финансового органа и ОФК. Администрирование доходов отражается в бюджетном учете администраторов в виде изменения их обязательств по перечислению доходов на единые счета бюджетов, открытые соответствующим финансовым органам. В случае если функции администратора доходов возложены на бюджетные учреждения-получатели (например, налоговые и таможенные органы, а также учреждения, осуществляющие приносящую доход деятельность), последние имеют лицевые счета в ОФК, но только как бюджетные учреждения.
Операции по получению средств на указанные счета (Дебет 1 304 05 000 / Кредит 401 01 100 или Дебет 2 201 01 510 / Кредит 2 401 01 100) и перечислению с них сумм доходов в бюджет (Дебет 1 210 02 560 / Кредит 1 304 05 000 или Дебет 2 210 02 560 / Кредит 2 201 01 610) отражаются в бюджетном учете параллельно с операциями по администрированию соответствующих доходов и не относятся к категории последних[1].
2.Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что операции по администрированию доходов всегда связаны с пополнением единых счетов соответствующих бюджетов (за исключением администрирования доходов от приносящей доход деятельности), все операции по администрированию доходов целесообразно отражать с использованием кода источника финансирования 1 независимо от того, какой код источника финансирования используется при отражении в учете операций по фактическому получению и перечислению сумм доходов с лицевых счетов бюджетных учреждений, осуществляющих функции администраторов доходов.
3. Полученные и отраженные в бюджетном учете администратора доходы в ряде случаев подлежат распределению между несколькими бюджетами (едиными счетами бюджетов). Поэтому отражение доходов в бюджетном учете администраторов и соответствующих финансовых органов на одном счете 0 210 02 000 «Расчеты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами» приводило к возникновению неувязок между отчетами финансового органа и администратора доходов. С 01.01.2009 Инструкцией № 148н в План счетов бюджетного учета для администраторов доходов был введен специальный счет 0 210 04 000 «Расчеты по поступлениям с органами казначейства».