Полномочия администраторов доходов бюджета
Главными администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственным внебюджетным фондом, ЦБ РФ, иные организации, имеющие в ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета (ст. 6 БК РФ).
Основная функция, возложенная на главного администратора доходов бюджета, заключается в нормативно-правовом регулировании полномочий по администрированию поступлений подведомственных ему администраторов. В некотором смысле понятия "главный администратор доходов бюджета" и "главный распорядитель средств бюджета" схожи. Однако имеются и существенные различия. Например, в соответствии с БК РФ федеральный орган государственной власти или его территориальный орган не может являться главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ, тогда как отдельные федеральные органы государственной власти и их территориальные органы являются главными администраторами соответствующих доходов бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований) в силу того, что они взимают (взыскивают) указанные доходы, которые зачисляются в бюджеты различных уровней бюджетной системы. Причем орган власти может быть администратором как доходов бюджета нижестоящего уровня, так и доходов бюджета вышестоящего уровня.
Нововведением является наделение полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) территориальных органов, федеральных органов государственной власти. В соответствии с п. 5 ст. 160.1 БК РФ в редакции Закона N 63-ФЗ установлено, что определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Это означает, что территориальные органы ФНС будут являться главными администраторами региональных налогов и сборов и, соответственно, должны представлять бюджетную отчетность о региональных налогах и сборах, прогнозы, иные сведения, необходимые для составления проектов бюджетов субъектов РФ, в финансовые органы субъектов РФ.
Перечень главных администраторов доходов бюджета устанавливается законом (решением) о бюджете на соответствующий год (период). В 2008 году такой перечень утвержден Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
К основным бюджетным полномочиям главного администратора доходов бюджета относятся (ст. 160.1 БК РФ):
- формирование перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
- представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
- представление сведений для составления и ведения кассового плана;
- формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.
В целях реализации своих полномочий главный администратор доходов бюджета должен произвести последовательно следующие действия:
- издание нормативного правового акта, обеспечивающего ведение подведомственными администраторами бюджетного учета поступлений;
- принятие от подведомственных учреждений бюджетной отчетности о поступлениях в установленном Минфином порядке представления и составления бюджетной отчетности;
- формирование бюджетной отчетности главного распорядителя средств бюджета;
- представление главным распорядителем средств бюджета бюджетной отчетности в соответствующий финансовый орган (в Федеральное казначейство в части доходов федерального бюджета) и формирование прогнозов поступлений, закрепленных по главе главного распорядителя средств бюджета;