Процесс зачисления доходов в бюджет
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, первоначально поступают на счета органов федерального казначейства, открытых в учреждениях Банка России на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые между бюджетами". Органы федерального казначейства наделены полномочиями по учету и распределению доходов, поступающих в бюджетную систему РФ, между бюджетами бюджетной системы страны (ст. 40 БК РФ). Нормативы распределения доходов, действующие в соответствующем финансовом году, устанавливаются Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством. Учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами осуществляются в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в расчетном документе на зачисление средств на счет N 40101, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному поручению. Порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) платежей изложен в письмах Минфина РФ от 21.07.2005 N 02-05-03/2221, от 09.02.2006 N 02-13-10/255, а порядок заполнения платежного поручения на возврат платежа - в совместном Письме от 28.07.2005 Минфина РФ N 02-14-10а/2275 и Федерального казначейства 42-7.1-01/5.2-207[1].
Контроль за правильностью оформления платежных (расчетных) документов возлагается на администраторов соответствующих поступлений в бюджет. В настоящее время Правила указания информации в полях расчетных документов установлены Приказом Минфина РФ N 106н. Территориальные органы федерального казначейства оценивают правильность оформления расчетных документов по заданному Приказом Минфина РФ N 106н алгоритму.
Информация о поступлениях в бюджеты представляется территориальными органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет, в том числе информация о невыясненных поступлениях. Для обеспечения информационного обмена между администраторами поступлений в бюджет и территориальными органами федерального казначейства заключаются соглашения. При этом правовым основанием для заключения соглашения является нормативный правовой акт, устанавливающий права данного органа власти (бюджетного учреждения) по администрированию доходных источников. Полномочия территориальных органов федерального казначейства при распределении поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ и взаимодействии с администраторами поступлений в бюджет реализуются в соответствии с Приказом Минфина РФ N 116н[2].