Общая характеристика и классификация форм финансирования деятельности организации
При реализации стратегии финансирования могут применяться в сочетании следующие финансовые инструменты (схемы финансирования), предоставляющие средства из различных источников[10]:
1) продажа доли финансовому инвестору;
2) продажа доли стратегическому инвестору;
3) венчурное финансирование;
4) публичное предложение ценных бумаг (IPO);
5) выход на западные финансовые рынки (депозитарные расписки);
6) банковские кредиты, кредитные линии, ссуды;
7) коммерческий (товарный) кредит;
8) государственный кредит (инвестиционный налоговый кредит);
9) проектное финансирование;
10) страхование экспортных операций;
11) лизинг;
12) франчайзинг;
13) факторинг;
14) форфейтинг;
15) гранты и благотворительные взносы;
16) соглашение об исследованиях и разработках;
17) выпуск векселя;
18) взаимозачет;
19) бартер;
20) другие.
Продажа доли финансовому или стратегическому инвестору. Выделяются два типа долевых инвесторов.
1) Инвестор финансового типа:
- стремится к максимизации стоимости компании, имеет только финансовый интерес – получить наибольшую прибыль в основном в момент выхода из проекта;
- не стремится к приобретению контрольного пакета;
- не стремится сменить менеджмент компании;
- предпочитает горизонт инвестирования – 4-6 лет;
- обычно закрепляет свой контроль участием в Совете директоров.
В России финансовые инвесторы представлены инвестиционными компаниям и фондами, фондами венчурных инвестиций[11].
2) Инвестор стратегического типа:
- стремится получить дополнительные выгоды для своего основного вида деятельности;
- стремится к полному контролю, иногда ценой уничтожения компании;
- активно участвует в управлении компанией;
- в основном стремится инвестировать в компании из смежных отраслей;
- «участие» инвестора часто не ограничивается конкретными сроками.
При этом получающая инвестиции компания может тоже получить дополнительные выгоды (например, в виде гарантированных поставок и реализации, персонала, ноу-хау, логистических цепочек и др.). В России стратегические инвесторы представлены в основном крупными транснациональными компаниями, заинтересованными в получении полного контроля над бизнесом.
Консигнацию обычно применяют при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Торговцы не хотят рисковать и поэтому предлагают поставщикам только такие условия работы. Например, при продаже новых учебников для институтов книгоиздатели посылают свои книги на точки торговли с условием их возврата, если они не будут куплены. Иногда этот подход также называют «отдать товар на реализацию»[12].
3) Венчурное финансирование — это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции частного капитала в акционерный капитал вновь создаваемых малых высокотехнологичных перспективных компаний (или хорошо уже зарекомендовавших себя венчурных предприятий), ориентированных на разработку и производство наукоемких продуктов, для их развития и расширения, с целью получения прибыли от прироста стоимости вложенных средств[13].