Централизованная система
В централизованной системе, все основные функции реализуются под строгим контролем казначейства. Отраслевое министерство или отдельное бюджетное учреждение осуществляет, в различной степени, управление подготовкой платежей. Казначейство, со своей стороны, проверяет каждое платежное поручение, проверяет выполнение всех юридических и нормативных требований, а также проверяет наличие средств и осуществляет регистрацию платежа, после чего производится реальный перевод средств с единого казначейского счета. Другими словами, казначейство несет ответственность за значительную долю контрольных функций.
В зависимости от уровня технической сложности казначейской системы, необходимые проверки и подтверждения могут осуществляться автоматически. Каждое бюджетное учреждение может быть напрямую связано с данной системой и, если платежное поручение проходит все указанные проверки, система произведет платеж либо в виде напечатанного чека, либо в виде указания о платеже, направляемого в банковскую систему.
В централизованной системе исполнения бюджета, существует горизонтальная концентрация казначейских функций и полномочий в отношении платежей внутри органов государственного управления. В рамках такой системы некоторым более крупным странам приходится использовать распределенную систему, включающую в себя ряд региональных казначейств, т. е. имеет место вертикальная децентрализация казначейства. В этом случае региональные казначейства функционируют как филиалы центрального казначейства и осуществляют обработку платежей для региональных и местных организаций центрального подчинения. В некоторых реализованных моделях всякая связь с единым казначейским счетом обеспечивается непосредственно центральным казначейством, в то время как в других странах региональные органы казначейства могут работать с региональными субсчетами единого казначейского счета для проведения платежей поставщикам в данном регионе.
Основной причиной для централизации системы исполнения бюджета является, разумеется, концентрация контроля над всеми платежами в казначействе. Для этого могут существовать несколько причин.
Для того чтобы бюджетные учреждения были в состоянии принять на себя ответственность за обеспечение безопасной и надежной работы со своими ресурсами, необходимо обеспечить выполнение ряда условий. Персонал должен обладать соответствующими навыками, технические системы должны иметься в наличии и быть в рабочем состоянии, распределение функций и полномочий внутри бюджетного учреждения должно быть четко определено, и что особенно важно, руководитель должен нести прямую и четко определенную ответственность за все финансовые операции. Для разработки всех этих механизмов, являющихся частью системы внутреннего контроля, требуются время. До создания хорошо функционирующих систем внутреннего контроля, возможно, появится необходимость централизации контроля над платежами, для того чтобы обеспечить удовлетворительный контроль над финансовыми ресурсами. Недостатком любой централизованной систем является ее высокая стоимость. Казначейству приходится перепроверять все операции, причем в некоторых случаях в этом не было бы необходимости, если бы механизмы внутреннего контроля внутри бюджетного учреждения функционировали должным образом. Более того, в результате такой необходимости перепроверять все операции, имеют место ненужные задержки операций, что приводит к потере эффективности государственного управления. В этой связи, любые усилия по укреплению способности бюджетных учреждений принимать на себя ответственность за собственные финансовые операции, должны получить высший приоритет.
Необходимость в централизации контроля над платежами может также явиться следствием необходимости нормирования денежных средств. Хотя в долгосрочной перспективе подобная практика оказывает разрушительный эффект на способность правительства функционировать должным образом, она может оказаться востребованной для решения временных трудностей. Осуществив централизацию контроля над платежами, казначейство имеет возможность не принимать некоторые операции, если в данный момент отсутствуют достаточные ресурсы. Проблемы с ликвидностью в долгосрочной перспективе следует решать через практику управления денежными средствами и управления долгом, а не через схемы нормирования расходов.