Раскрыть сущность казначейского исполнения бюджета
Органы федерального казначейства, представляя интересы государства, ставят под контроль действия участников процесса исполнения федерального бюджета. Начиная с 1997 г. задача перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета становится для Правительства РФ приоритетной. Органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов РФ. Структура территориальных органов казначейства является трехуровневой:
I уровень – главное управление федерального казначейства (ГУФК), возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финансов. Осуществляет сводный учет федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Информирует высшие уровни власти о результатах исполнения федерального бюджета. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.
II уровень - управление федерального казначейства ( УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт – Петербургу возглавляется начальником, назначаемым на должность и освобождаемым начальником ГУФК. Обеспечивает через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формирование средств федерального бюджета. На территории РФ создано 88 УФК.
III уровень – отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения) возглавляется начальниками, назначаемыми и освобождаемыми от должности начальником УФК. Осуществляют формирование доходной части бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Обеспечивают учет операции по движению средств на счетах казначейства и предоставляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и расходов бюджета на территории. В РФ создано 2311 ОФК.
Все органы федерального казначейства – юридические лица, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом, Правительством, Министерством финансов РФ или по согласованию с ними.
Бюджет государства утверждается на финансовый год и является законом. Федеральный бюджет имеет две основные составляющие:
Доходная часть – формируется на основе плана, поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами РФ в соответствии с налговым законодаьельством.
Расходная часть – формируется исходя из планируемых объемов поступления доходов и должна обеспечивать потребность государства в содержании и развитии всех сфер экономики.
Исполнение федерального бюджета возложено на органы федерального казначейства, функциями и задачами которых являются:
1) учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счета казначейства в банках;
2) распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
3) возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;
4) учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам как органами исполнительной власти и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;
5) взаимные расчеты между бюджетами различного уровня по отдельным постановлениям и решениям уполномоченных органов;
6) доведения лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;
7) обеспечение целевого и эффективного расходования средств путем предварительного, текущего и последующего контроля;
8) управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.