Характеристика неналоговых доходов бюджета
В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.
Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:
по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;
по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;
по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;
по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства.
Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
В структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации удельный вес неналоговых доходов составил 8,2 % в 2003 году, 8,4 % - в 2004 году, 9 % - в 2005 году.
Наибольший удельный вес в неналоговых доходах приходится на доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (81,3 %, 80,3 %, 57,6 %, соответственно, за 2003, 2004, 2005 годы).
Основными платежами, формирующими неналоговые доходы за период 2003-2005 годов, являлись:
- доходы от использования (продажа, сдача в аренду) имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- штрафные санкции;
- часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;
- платежи за пользование природными ресурсами.
Плановые назначения по неналоговым доходам за указанный период практически во всех регионах перевыполнены в среднем на 15-20 процентов.
Основным фактором, повлиявшим на перевыполнение плана по неналоговым доходам, является усиление контроля со стороны администрирующих органов по данным платежам.
Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за рассматриваемый период увеличился с 8,2 % до 9 % и имеет стабильный рост. В этой связи неналоговые источники доходов можно рассматривать как «резерв устойчивости» доходной базы региональных бюджетов.