Понятие инвестиционный налоговый кредит

1.2 Юридическая природа изменения срока уплаты налога в форме

инвестиционного налогового кредита

Для изменения срока уплаты налога в форме инвестиционного налогового кредита необходим сложный юридический состав:

1. Решение уполномоченного органа о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

2. Договор между органом и заинтересованным лицом.

Первый юридический факт является актом органа государственного или местного управления, принятым в порядке, установленным налоговым и бюджетным законодательством (п. п.5, 7 ст. 76 БК РФ и п. 5 ст. 67 НК РФ). Договор между органом и организацией должен быть заключен в соответствии с нормами гражданского законодательства[9], и он будет считаться заключенным, если соблюдены все его существенные условия, указанные в п.п. 6, 7 ст. 67 НК РФ.

В п.4 ст. 61 НК РФ сказано, что изменение срока уплаты налога «не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога». Но, очевидно, правоотношение между налоговым органом и налогоплательщиком изменяется. Суть инвестиционного налогового кредита в том, что сначала, как бы, деньги отдаются в счет уплаты налога, а потом часть из них забирается налогоплательщиком на условиях возвратности и платности, это является расходованием бюджетных средств. Но данный вид расходов не предусмотрен Законом о бюджетной классификации, а в соответствии со ст. 67 БК РФ средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов, являются капитальными расходами бюджетов. Выходит, что организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, отдавая его, возвращает не свои, а бюджетные средства.

В БК РФ есть норма, согласно которой возврат предоставленных на возвратной основе средств бюджета приравнивается к платежам в бюджет. Если возврат средств является исполнением обязанности по уплате налога в соответствии с п. 4 ст. 61 НК РФ, то зачем его приравнивать к платежам в бюджет?

Налоговые платежи, в принципе, нельзя приравнять к платежам в бюджет, так как они являются таковыми изначально. Тем более, заплатить налог можно путем отчуждения лишь тех денежных средств, которые принадлежат плательщику на праве собственности, хозяйственном ведении или оперативного управления п.1 ст. 8 НК РФ. В Законе о бюджетной классификации также не предусмотрены доходы от возвратов инвестиционных налоговых кредитов, а ст.41 БК РФ говорит: «п.2 к налоговым доходам относятся…, п.3 размер предоставленных налоговых кредитов… и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета, п.4 к неналоговым доходам относятся… .»[10].

Платежи по возврату налоговых кредитов, таким образом, являются каким-то особым видом доходов бюджетов, а не относятся к налоговым доходам. Необходимо отметить, что существует и другой взгляд на природу изменения срока уплаты налога: «предоставление налогоплательщику … инвестиционного налогового кредита является изменением порядка исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов.»[11]

Такой подход не представляется верным, скорее всего, обязанность возвратить кредит – гражданско-правовая обязанность, и инвестиционный налоговый кредит надо рассматривать наряду с договорами, заключаемыми в соответствии со ст.62 Закона о федеральном бюджете на 2004 г.

Данной нормой Правительству предоставляется право финансировать определенные расходы на условиях возвратности на основе договоров лизинга, здесь гражданско-правовая обязанность вытекает из договора и решения государственного органа, как и в случае с инвестиционным налоговым кредитом, при получении последнего обязанность по уплате налога трансформируется в гражданско-правовую обязанность по уплате долга государству.

инвестиционный налоговый кредит уплата

Перейти на страницу: 1 2 3