Проблемы кредитования в Сахалинской области и пути их устранения

Банк чаще всего кредитует предприятие на срок 3 – 6 месяцев (41,3% ответов по группе предприятий, получающих кредиты) или до 3-х месяцев (28,3%); на срок 6 – 12 месяцев кредитовались 5 предприятий (10,3%), свыше года – 2 предприятия (4,3%), а 6 предприятий (13,0%) пользовались кредитной линией.

В виде обеспечения кредита банк чаще всего соглашается принять товарно-материальные запасы и ценности (31,2% общего числа полученных ответов) или недвижимость, включая незавершенное строительство, здания, основные фонды (23,8%). Лишь в 6 – 11% случаев в качестве обеспечения принимаются остаток средств на расчетном счете, готовая продукция, гарантии другой фирмы или другого банка, ценные бумаги. Можно заметить, однако, что эти залоги чаще идут в ход у тех предприятий, которые имеют более одного банка-контрагента. Гарантии государства и органов местного самоуправления, предоставление кредита без обеспечения имеют место крайне редко (по 2 случая).

Кредитуя предприятие под имущественное обеспечение, банк удостоверяется в наличии такового либо путем периодической проверки этого имущества на складах, в офисе и т.д., либо требуя от заемщика документы, подтверждающие его право на заложенное имущество (по 24,0% общего числа полученных ответов). Реже (17,7%) он ставит условием регистрацию договора о залоге имущества в государственном органе или (10,0%) вообще не утруждает себя такого рода проверкой.

В половине случаев кредит возвращался целиком по окончании срока, в 37,3% случаев – равными долями ежемесячно, в 7,8% случаев – ежеквартально. По 5,9% операций график возврата был иным.

В группе предприятий, пользовавшихся кредитом в 2004 г. или имевших непросроченные кредиты, опрос выяснял частоту составления бизнес-планов (для банка) и планов использования кредита (для самоконтроля и внешнего контроля над предприятием). Оказалось, что наличие бизнес-плана было обязательным в 63 случаях против 15 (соотношение 4,2:1), а составление кредитного плана практиковалось в 33 случаях против 5 (соотношение 6,6:1). Банки только в 17,7% случаев не требовали периодических отчетов по исполнению кредитного плана. В 38,7% случаев они получали такие отчеты раз в квартал, в 35,5% случаев – раз в месяц, в 8,1% случаев допускалась иная периодичность отчетов.

Достаточно часто с целью контроля за исполнением кредитного плана банк посылает своих представителей на предприятие. В той же группе респондентов из 64 полученных ответов на этот вопрос 40 подтвердили факт такой проверки, а 24 указали, что ее не было (соотношение 1,6:1).

Предприятия Сахалинской области в оценке банков

Одна из задач банковской деятельности – изучение своего клиента. Как правило, банки судят о клиенте, исходя из данных об оборотах по его счетам. При открытии счета финансовая документация не требуется. Финансовая отчетность представляется в банки только в случае, если предприятие обращается за получением кредита.

Опрос подтвердил, что практически единственным значимым критерием измерения финансового состояния клиентов для банка является показатель оборотов по счетам. Были упомянуты также такие показатели, как объем выручки, прибыль. Следует понимать, что отношение банка к клиенту, имеющему расчетный счет в банке, определяется именно объемом денежных средств, оборачивающихся на этом счете, и только в случае обращения клиента за кредитом банк оценивает его финансовое состояние на основе данных финансовой отчетности, располагаемого обеспечения и т.д.

Работа с крупными или мелкими клиентами зависит от размеров самого банка. Мелкий банк (из числа опрошенных например, с капиталом 9 млн. руб.) не в состоянии адекватно обслужить запросы клиентов, располагающих оборотами в 1 млн. долл. в месяц. При определении масштабов бизнеса клиентов четверть опрошенных показала, что для них мелким является клиент с оборотами менее 50 тыс. руб. в месяц, что в свою очередь указывает на то, что сами банки являются небольшими, и обороты свыше 50 тыс. руб. будут для них считаться приемлемыми. 42% опрошенных определили эту границу показателем 300 тыс. руб., две трети – 500 тыс. руб. Таким образом, мелкая клиентура является значимой для большинства банков.

Далее, треть опрошенных показала, что доля крупных клиентов, обслуживаемых банком, составляет до 15% Для 20% опрошенных доля мелких клиентов составляет более половины клиентуры. Доля средних клиентов для 40% банков превышает половину клиентской базы. Таким образом, мелкие и средние клиенты занимают значительную долю бизнеса опрошенных региональных банков.

Услугами, наиболее часто предлагаемыми предприятиям, является в первую очередь расчетно-кассовое обслуживание и кредитование – эти виды услуг назвали почти все опрошенные банковские учреждения.

Также в качестве услуг были названы привлечение средств на депозиты, конверсионные операции, обслуживание экспортно-импортных операций и операции с векселями, то есть стандартные банковские продукты. Что касается брокерского обслуживания, услуг на рынке пластиковых карт, то, как следует из результатов анкетирования, такие продукты практически не предоставляются банками. Здесь можно выявить две причины. С одной стороны, для крупных банков, являющихся участниками фондового рынка, объемы средств, которые, например, малый бизнес мог бы выделить на нестандартные операции, незначителен, и банки не заинтересованы в такой клиентуре. С другой - более мелкие банки, готовые к работе , например, с малым бизнесом, являются вторичными участниками рынка, их услуги дороже и, соответственно, прибыль обеих сторон является несущественной. Также услуги по пластиковым карточкам для сотрудников предприятий могут быть рентабельными для банков при условии значительного количества обслуживаемых работников предприятия, в противном случае расходы не окупаются.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10