Финансовая стратегия как часть общей финансовой политики организации

Как известно, целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

максимизация прибыли предприятия;

оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

создание эффективного механизма управления предприятием;

использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

К основным направлением разработки стратегических методов управления финансами предприятия относятся:

анализ финансово-экономического состояния предприятия;

разработка учётной и налоговой политики;

выработка кредитной политики предприятия;

управление оборотными активами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

выбор дивидендной политики.

Основными видами финансово-экономического анализа являются:

а) обобщённый финансово-экономический анализ на основе документов бухгалтерской и статистической отчётности (практически проводится только по стоимостным показателям);

б) технико-экономический анализ, доводящий анализ до каждого рабочего места и до каждого фактора влияния на конечные результаты;

в) функционально-стоимостной анализ, главной целью которого является сопоставление возможного увеличения цен на продукцию за счёт её совершенствования и дополнительных затрат на это.

При определении учётной политики у предприятия существует выбор, касающийся методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования страховых и резервных фондов.

Наибольший эффект оптимизация учётной политики даёт на этапе маркетинговых исследований и планирования новых товаров и технологий.

В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса (источников финансирования деятельности) и уровня соотношения собственных и заёмных средств.

Должны быть просчитаны разные варианты.

В отдельных случаях целесообразно брать кредиты даже при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается за счёт снижения налогового давления на заёмный капитал.

Принимая решение о привлечении заёмного капитала необходимо составить платёжный план их возврата и выбрать банк с наиболее приемлемыми условиями кредитования.

Необходимо просчитать целесообразность получения вексельного кредита банка.

Краткосрочное финансирование необходимо рассмотреть с участием ценных бумаг.

Управление оборотными активами необходимо строить с учётом риска превышения объёма кредиторской задолженности над стоимостью текущих активов предприятия.

Всегда нужно помнить о возможности решения в установленном порядке вопроса о реструктуризации задолженности по платежам в госбюджет и государственные внебюджетные фонды.

В целях управления издержками рекомендуется использовать данные технико-экономического анализа. При этом необходимо организовать раздельный управленческий учёт переменных, постоянных и смешанных затрат.

При выборе амортизационной политики следует помнить и при целесообразности применять метод ускоренной амортизации, увеличивая себестоимость продукции с целью замены устаревшего оборудования на более современное, эффективное.

Дивидендная политика предприятия (акционерного общества) должна быть нацелена на рост курса акций.

При разработке и реализации финансовой стратегии предприятия необходимо учесть все основные факторы, которые влияют на этот процесс:

1) объём платёжеспособного спроса на продукцию (работы, услуги) предприятия;

2) надёжность поставщиков сырья, материалов и оборудования;

3) прогрессивность уровня технологических решений для целей избираемой стратегии;

4) существующий и перспективный уровень конкуренции на данном товарном рынке;

5) возможность установления внешнеэкономических связей и выхода на международный рынок;

6) возможности обеспечения намечаемого бизнеса необходимой земельной площадью;

7) существующие и перспективные возможности транспортных связей предприятия с внешним миром;

8) наличие, состояние и перспективы развития коммунальной и финансовой инфраструктуры предприятия.

Главной целью выстраивания финансовой стратегии развития предприятия является разработка такой модели его развития, которая затем легла бы в основу долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования и управления стратегическими и тактическими параметрами этой стратегии.

Перейти на страницу: 1 2