Денежно-кредитная политика как система

· развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы

Кроме промежуточных целей, Национальный банк выделяет тактические цели денежно-кредитной политики. К ним относятся уровень резервов или ставки процента. Через постановку и достижение тактических целей обеспечивается выполнение целей высшего порядка. [3, с.26-27]

4. Для достижения поставленных целей субъекты денежно-кредитной политики используют имеющиеся у них инструменты. Структура инструментов может быть представлена в виде набора операционных, нормативных и организационных элементов. При этом операции являются одной из наиболее значимых групп инструментов наряду с двумя другими: нормативными (правила, экономические нормативы деятельности банков, формы учета и отчетности и т.п.) и организационными (регистрация банков, выдача лицензий, проверки, учредительская деятельность). [2, с.37]

К операционным инструментам денежно-кредитной политики относятся:

· рефинансирование банков;

· процентные ставки по операциям центрального банка;

· обязательное резервирование;

· валютные операции;

· операции на открытом рынке;

· прямые количественные ограничения;

· установление ориентиров роста денежной массы. [4, с.364]

5. Вместе с тем применение инструментов базируется на монетарных и макроэкономических методах и прогнозах в рамках определенной технологии, или организации монетарного регулирования, основные этапы которой в Национальном банке Республики Беларусь представлены в приложении 1.

В Республике Беларусь Национальный банк совместно с правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. [5, c.12]

Важно отметить, что денежно-кредитная политика является частью общегосударственной системы экономического регулирования. Кроме того, денежно-кредитную политику следует рассматривать и как элемент общей системы монетарного регулирования, субъектами которой являются все участники денежных отношений, субъекты хозяйствования, государственные структуры, домашние хозяйства, некоммерческие организации. Поэтому при разработке и реализации денежно-кредитной политики необходимо учитывать также ее внешние взаимосвязи с общими системами. [2, с.39]

Перейти на страницу: 1 2