Характеристика видов, форм и методов финансового контроля

В зависимости от субъекта контроля выделяют следующие виды финансового контроля: государственный и муниципальный контроль, негосударственный контроль.

Государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и имеет следующие направления:

– контроль за формированием государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

– контроль за целевым и эффективным использованием государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

– контроль за использованием и сохранностью государственной и муниципальной собственности.

К субъектам государственного и муниципального финансового контроля относятся: (а) законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления, а также контрольные органы, создаваемые законодательными (представительными) органами для осуществления внешнего финансового контроля бюджета; (б) органы исполнительной власти.

В Российской Федерации полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, а также контрольных органов, создаваемых законодательными (представительными) органами, определены Бюджетным кодексом Российской Федерации. При этом данные органы имеют право проводить предварительный, текущий и последующий государственный финансовый контроль, получать от органов исполнительной власти информацию, необходимую для осуществления контроля.

Формы и порядок осуществления государственного и муниципального финансового контроля органами исполнительной власти регулируется в Российской Федерации бюджетным, налоговым и таможенным законодательством. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации контрольными полномочиями наделены: Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Негосударственный финансовый контроль включает: внутрихозяйственный финансовый контроль, аудиторский контроль.

Организация внутрихозяйственного контроля зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правовой формы организации, качественных параметров субъектов хозяйствования (размер уставного капитала, численность работающих, объем оборотов и операций и т.д.), отраслевой специфики деятельности, особенностей системы управления в организации. В этой связи внутрихозяйственный финансовый контроль может осуществляться: руководителем организации (директором) или коллегиальным органом управления (правлением), специализированными подразделениями (отделами внутреннего контроля), бухгалтерией, финансовым отделом или – в небольших организациях – отдельными сотрудниками, в чьи должностные обязанности входит осуществление контроля1 (например, финансовый директор, главный бухгалтер). Для кредитных организаций Центральным банком Российской Федерации установлено требование обязательного создания и функционирования отделов (управлений) внутреннего контроля.

Для акционерных обществ законодательство предусматривает обязательное избрание ревизионной комиссии (ревизора), в функции которой входит: анализ, проверка и оценка итогов финансово-хозяйственной деятельности общества; информирование акционеров о результатах проверки на общем собрании акционеров.

Перейти на страницу: 1 2 3 4