Введение

Современное налоговое законодательство предусматривает различные налоговые режимы, которые зависят от статуса налогоплательщика, места его регистрации и организационно-правовой формы, а также направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговое планирование можно определить как выбор "оптимального" сочетания правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего законодательства. Иными словами, это выбор между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

Когда речь идет о предприятии, следует отметить, что необходимо соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами и интересами предприятия. Кроме того, эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение.

Поскольку необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с тяжестью налогового бремени в той или иной налоговой юрисдикции, то ее можно рассчитать по формуле: a = (b : c ) х 100%, где a – налоговое бремя; b – налоги, начисленные за отчетный период; c – объем реализованной продукции.

Если необходимость (a) не более 20%, то можно обойтись четким ведением бухгалтерского учета и внутреннего документооборота. Возможно использование прямых льгот. Рекомендуются также повышение профессионального уровня главного бухгалтера, разовые консультации внешнего налогового консультанта или аудитора.

Если необходимость налогового планирования более 20%, но менее 45%, то требуются специальная подготовка персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора, а налоговое планирование нужно делать частью общей системы финансового управления и контроля. Необходима разработка контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов. По мере необходимости следует прибегать к услугам внешних консультантов, а при возможности – встать на абонентское обслуживание.

Если необходимость налогового планирования превышает 45%, но меньше 70%, то оно становится одним из важнейших элементов стратегического планирования деятельности организации. В данном случае потребуются наличие специально подготовленного персонала и организация его тесного взаимодействия со всеми финансовыми службами компании, обязательный налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций. Рекомендуется сотрудничество с профессиональным налоговым консультантом, а лучше адвокатом, специализирующимся в области налогообложения и налогового права.

Что же является составными этапами налогового планирования?

Первый этап – определение главных принципов. Т.е. прежде чем вы соберетесь оптимизировать налоговое планирование, вам необходимо будет определить его основные принципы:

1. Принцип законности, т.е. соблюдение действующего законодательства при осуществлении налогового планирования. Здесь мы говорим только о законных способах снижения налоговой нагрузки.

Перейти на страницу: 1 2 3